Формирование бинокулярного зрения у детей
Городской конкурс исследовательских работ и творческих проектов младших школьников
«Я – исследователь»
Естествознание. Живая природа.
- Развитие бинокулярного зрения у мальчиков и девочек 8-9 лет
- Научный руководитель:
- Николаева Галина Николаевна,
- учитель начальных классов
- МБОУ «СОШ №37» г. Чебоксары
- Чебоксары 2015
- Введение
На каникулах мы с мамой часто ходим на 3D фильмы, они мне очень нравятся. Но моя подруга не может их смотреть, у нее начинают болеть глаза и она не видит то, что вижу я.
Мне было интересно, почему я вижу, а она нет, и я стала спрашивать у моей мамы. Мама ответила, что у нее, скорее всего, плохо развито бинокулярное зрение.
Я была в недоумении, что такое бинокулярное зрение, и почему оно должно быть развито для того, чтобы смотреть такие интересные фильмы.
Что же это такое бинокулярное зрение? Как оно помогает смотреть популярные в последнее время фильмы с 3D эффектами, стереоскопические картинки. Эти вопросы не давали нам покоя, и мы решили узнать, что такое бинокулярное зрение. Есть ли отличия в бинокулярном зрении мальчиков и девочек?
Примерно 90% информации об окружающем мире мы получаем с помощью зрения. Это очень много. Поэтому можно сказать, что глаза для человека – главный орган чувств.
Благодаря тому, что наши глаза располагаются не по бокам головы, как у многих животных, а впереди, мы видим один и тот же предмет сразу с двух точек зрения. Такое зрение называется бинокулярным.
Оно позволяет видеть предметы объемными и очень точно оценивать расстояние до них.
Только бинокулярное зрение позволяет полноценно воспринимать окружающую действительность, определять расстояния между предметами (стереоскопическое зрение).
Зрение одним глазом — монокулярное — дает представление о высоте, ширине, форме предмета, но не позволяет судить о взаиморасположении предметов в пространстве. Кроме того, при бинокулярном зрении расширяется поле зрения и достигается более четкое восприятие зрительных образов, т.е.
фактически повышается острота зрения. Полноценное бинокулярное зрение является обязательным условием для ряда профессий — водители, летчики, хирурги и т.д.
- Итак, гипотеза нашего исследования: бинокулярное зрение у мальчиков развито лучше.
- Цель работы: Изучить особенности развития бинокулярного зрения мальчиков и девочек 8-9 лет.
- Задачи:
-
Изучить понятие, механизмы бинокулярного зрения по научным источникам.
-
Исследовать состояние бинокулярного зрения моих одноклассников.
-
Создать буклеты, по охране и развитию бинокулярного зрения у детей начальных классов.
- В исследование принимали участие дети 2 «В» класса 37 школы.
- Работа состоит из введения двух глав, заключения и приложения.
- Практичность работы заключается в создании комплексов зрительной гимнастики для улучшения бинокулярного зрения детей нашего класса.
- Глава 1.
Понятие о бинокулярном зрении. Механизмы и условия бинокулярного зрения.
Возьмите в одну руку авторучку, а во вторую – колпачок от нее и закройте один глаз. Руки вытяните вперед на всю длину и медленно соединяйте их. А теперь попробуйте ответить на один вопрос, где находится колпачок перед авторучкой или за ней? Сложно ответить? А теперь попробуйте сделать это с открытыми глазами. Вот так мы с вами поняли, что такое бинокулярное зрение.
Бинокуля́рное зре́ние (от лат. bini — «два» и лат.
oculus — «глаз») — способность одновременно чётко видеть изображение предмета обоими глазами; в этом случае животное, включая человека, видит одно изображение предмета, на который смотрит, то есть это зрение двумя глазами, с подсознательным соединением в зрительном анализаторе (коре головного мозга) изображений полученных каждым глазом в единый образ. Создаёт объёмность изображения. Бинокулярное зрение также называют стереоскопическим.
Только бинокулярное зрение позволяет полноценно воспринимать окружающую действительность, определять расстояния между предметами (стереоскопическое зрение).
Зрение одним глазом — монокулярное — дает представление о высоте, ширине, форме предмета, но не позволяет судить о взаиморасположении предметов в пространстве.
Кроме того, при бинокулярном зрении расширяется поле зрения и достигается более четкое восприятие зрительных образов, т.е. фактически повышается острота зрения. Полноценное бинокулярное зрение является обязательным условием для ряда профессий — водители, летчики, хирурги и т.д.
- Механизм и условия для бинокулярного зрения
- Основной механизм бинокулярного зрения — фузионный рефлекс — способность к слиянию в коре большого мозга двух изображений от обеих сетчаток в единую стереоскопическую картину.
- Нормальное бинокулярное зрение возможно при определенных условиях. Условия формирования нормального бинокулярного зрения:
- Cпособность к фузии.
- Согласованная работа всех глазодвигательных мышц.
- Расположение глаз в одной фронтальной и горизонтальной плоскости.
- Острота зрения обоих глаз не менее 0,3-0,4, т.е. достаточная для формирования четкого изображения на сетчатке.
- Необходима прозрачность оптических сред.
- Глава 2
- Исследование бинокулярного зрения у моих одноклассников.
- Существует много способов проверки бинокулярного зрения. В своей работе мы остановились на Опыте Соколова с «дырой в ладони, Способе Кальфа, или проба с промахиванием, проба с чтением с карандашом и для более точное определение бинокулярного зрения производится с помощью четырехточечного цветотеста
Мы провели данные тесты для проверки бинокулярного зрения с моими одноклассниками. Первым нами был проведен опыт Соколова с «дырой в ладони». Этот тест не получился у 4 девочек (Иванова Валерия, Степанова Софья, Уткина Мария, Яковлева Полина) и одного мальчика (Тимофеев Иван).
Второй тест способ Кальфа не получился у 4 девочек (Волкова Елизавета, Матвеева Арина, Уткина Карина, Яковлева Полина), 2 мальчиков (Захаров Николай, Сорокин Никита).Третий тест Проба с чтением с карандашом не получился у 2 мальчиков (Иванов Михаил, Захаров Роман), 1 девочки Иванова Валерия.
Четырехточечный цветотест не смогли выполнить 3 девочек (Степановой Софьи, Корниловой Василисы, Уткиной Карины) и 1 мальчика (Тимофеев Иван).
Нами были выделены уровни развития бинокулярного зрения у детей. Высокий уровень получили дети, которые смогли выполнить все тесты.
- Средний уровень получили дети, которые выполнили 3 теста.
- Низкий уровень получили дети, которые выполнили всего 2 теста.
- Результаты исследования представлены на рисунке 1.
- Рисунок 1 -Результаты исследования уровня развития бинокулярного зрения.
- Таким образом, мы видим, что у девочек бинокулярное зрение развито хуже, чем у мальчиков, что подтвердило нашу гипотезу.
- Глава 3.
- Развитие и охрана бинокулярного зрения
Для развития бинокулярного зрения мальчиков и девочек мы решили создать буклеты, в которых описываются упражнения для развития бинокулярного зрения. Помня о том, что для нормального функционирования бинокулярного зрения необходимо нормальная острота зрения. Мы взяли упражнения Г. В.
Никулиной для улучшения циркуляции крови в органе зрения (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).
Также для нормального функционирования стереоскопического зрения необходима согласованная работа всех глазодвигательных мышц, поэтому нами были предложены упражнения на укрепление глазодвигательных мышц (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)и для процесса аккомодации (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).
Заключение.
Примерно 90% информации об окружающем мире мы получаем с помощью зрения. Это очень много. Поэтому можно сказать, что глаза для человека – главный орган чувств.
Благодаря тому, что наши глаза располагаются не по бокам головы, как у многих животных, а впереди, мы видим один и тот же предмет сразу с двух точек зрения. Такое зрение называется бинокулярным.
Оно позволяет видеть предметы объемными и очень точно оценивать расстояние до них.
По научным источникам нам удалось узнать, что бинокуля́рное зре́ние — способность одновременно чётко видеть изображение предмета обоими глазами; соединением в зрительном анализаторе (коре головного мозга) изображений полученных каждым глазом в единый образ. Создаёт объёмность изображения. Бинокулярное зрение также называют стереоскопическим.
Нами были проведены тесты для изучения уровней развития бинокулярного зрения у моих одноклассников. Опыт Соколова с «дырой в ладони», Способ Кальфа, или проба с промахиванием, Проба с чтением с карандашом, четырехточечного цветотеста. Нами были выделены уровни развития бинокулярного зрения у детей.
- Высокий уровень получили дети, которые смогли выполнить все тесты.
- Средний уровень получили дети, которые выполнили 3 теста.
- Низкий уровень получили дети, которые выполнили всего 2 теста.
В ходе исследования нами было выявлено, что у девочек бинокулярное зрение развито хуже, чем у мальчиков, что подтвердило нашу гипотезу. Для развития бинокулярного зрения мальчиков и девочек мы решили создать буклеты, в которых описываются упражнения для развития бинокулярного зрения.
Помня о том, что для нормального функционирования бинокулярного зрения необходимо нормальная острота зрения. Мы взяли упражнения Г. В. Никулиной для улучшения циркуляции крови в органе зрения.
Также для нормального функционирования стереоскопического зрения необходима согласованная работа всех глазодвигательных мышц, поэтому нами были предложены упражнения на укрепление глазодвигательных мышц и для процесса аккомодации.
Литература
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Упражнения на улучшение циркуляции крови в органе зрения (Г. В. Никулина)
-
Сомкните веки обоих глаз на 3-5 секунд; повторите 6-8 раз.
-
Быстро моргайте глазами в течение 10-15 секунд, затем повторите то же самое с интервалами в 7-10 секунд.
-
Сомкните веки обоих глаз и указательным пальцем соответствующей руки массируйте их круговыми движениями в течение 1 минуты.
-
Сомкните веки обоих глаз и тремя пальцами соответствующей руки слегка надавливайте на глазные яблоки через верхние веки в течение 1-3 секунд.
-
Прижмите указательными пальцами брови и закройте глаза, пальцы должны оказывать сопротивление мышцам верхних век и лба. Повторите 6-8 раз.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Упражнения на укрепление глазодвигательных мышц
-
Медленно переведите взгляд с пола на потолок и обратно, не меняя положения головы; повторите 8-10 раз.
-
Медленно переведите взгляд вправо, влево и обратно; повторите 8-10 раз.
-
Медленно переводите взгляд вправо-вверх, затем влево-вниз и обратно; повторите 8-10 раз.
-
Делайте круговые движения глазами в одном, затем в другом направлениях; повторите 4-6 раз.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Упражнения для улучшения процесса аккомодации
-
Для занятий потребуются пальцы и зрительная мишень. Крепим на стене мишень и отходим от нее на 2-3 метра.
-
Вытягиваем правую руку с поднятым вверх указательным пальцем.
-
Палец находится на расстоянии 30-ти сантиметров от глаз.
-
Смотрим на зрительную мишень, кончик указательного пальца должен находиться на зрительной оси.
Вы должны увидеть раздвоение указательного пальца как на картинке снизу:
Теперь переводим взгляд на кончик указательного пальца. Сейчас уже раздваивается зрительная мишень:
Суть упражнения заключается в повторных переходах с указательного пальца на мишень. Обратите внимание, что при выполнении упражнений раздвоенное изображение пальца становится полупрозрачным, что позволяет видеть предметы, расположенные за пальцем.
Если при тренировках вы наблюдаете раздвоенную картинку одинаковой яркости, значит, вы все делаете правильно. В противном случае яркость может быть нарушена.
Следовательно, происходит процесс тренировки монокулярного зрения (как видно на картинках ниже для правого и левого глаза соответственно, при этом мы смотрим на мишень двумя глазками).
Развитие зрения у ребенка с рождения до 1 года
Один из наиважнейших моментов в жизни матери — первый зрительный контакт с ее ребенком. Однако, существует огромная разница в восприятии мира взрослым человеком и малышом. Зрительная система новорожденного еще очень несовершенна.
В течение первых нескольких недель все, что различает младенец — это нечеткие движущиеся объекты.
Мы постарались собрать здесь основные этапы развития органа зрения у детей, чтобы вы были уверены, что ваш малыш видит как положено и наслаждается миром во всех его проявлениях.
Михайлова Александра Леонидовна Офтальмолог
Беременность.
Зрение ребенка начинает развиваться еще до рождения. То, как женщина заботится о себе и о своем здоровье во время беременности, исключительно важно для формирования всех структур мозга будущего ребенка, в т.ч. его глаз и зрительных центров.
Следует придерживаться всех рекомендаций акушера-гинеколога в том, что, касается правильного питания, отдыха, употребления специальных витаминных комплексов.
Нужно воздержаться от курения и употребления алкоголя, так как это может привести к развитию многочисленных проблем со здоровьем ребенка и даже порокам развития, в том числе и органа зрения.
Курение особенно опасно во время беременности, так как дым сигарет содержит около 3000 различных химических веществ, которые потенциально могут навредить человеку — в том числе, монооксид углерода (или угарный газ), известный своей фетотоксичностью.
Даже прием таких безобидных препаратов, как аспирин, может в некоторых случаях навредить будущему ребенку, так как увеличивает вероятность развития маловесности плода и проблем в родах. А у детей, родившихся с небольшим весом, увеличивается вероятность появления проблем со зрением. Поэтому желательно заранее обсудить с акушером-гинекологом все препараты, которые понадобится принимать во время беременности, в т.ч. БАДы и лекарства на основе растительных компонентов.
Новорожденный.
Сразу после рождения, ребенок способен различать лишь оттенки черного и белого цветов. Нервные клетки сетчатки и зрительных центров мозга еще не окончательно сформированы. Также в это время еще не развита способность к фокусировке глаз на близко расположенном предмете (конвергенция и аккомодация). Поэтому может казаться, что малыш смотрит как бы «сквозь» предметы.
Однако, уже через несколько дней после рождения, дети способны отличить лицо матери от лица постороннего человека. Возможно, это происходит благодаря тому, что они ориентируются на контрастную границу роста волос (некоторые исследователи прятали этот участок лица под шапочкой и младенцы «теряли» свою маму).
Чтобы малышу было легче, старайтесь не сильно менять прическу в первый месяц после родов. Другие исследования предполагают, что детям в этом возрасте легче различить двигающийся объект, чем статичный.
Поэтому, уже через 2-3 дня после рождения, они способны реагировать на выражение лица матери, если оно расположено на расстоянии около 30 см от глаз младенца.
Большие глаза новорожденных не могут не обратить на себя внимание. Дело в том, что закладка глаз во время беременности происходит очень рано, уже на 3 недели, поэтому при рождении их размер составляет около 65% размера глаза взрослого человека. В то же время, глубина глазницы новорожденного, по сравнению со взрослым, невелика, тонус век повышен, а чувствительность роговицы, наоборот, снижена.
Поэтому в первые дни жизни можно заметить, что ребенок моргает реже, чем взрослый. Основное положение младенца в этот период — горизонтальное, на спине, ресницы в таком положении хуже способны защитить глаза от попадания инородных тел. В это время нужно быть внимательным и следить, чтобы в глаза малыша не попадали соринки, которые могут вызвать повреждение или воспаление поверхности глаза.
Цвет глаз.
Цветная часть глаза называется радужной оболочкой, ее цвет определяет цвет глаз. Заранее узнать, какого цвета будут глаза у ребенка невозможно, поскольку он определяется не только цветом глаз родителей, но и всех их родственников.
Это зависит от вида и количества пигментов, которые заложены в радужной оболочке и передаются по наследству довольно сложным способом. В одно время карий цвет глаз считался доминирующим, а голубой — наследуемым по рецессивному пути.
На сегодняшний день известно, что существует 6 разных генов, взаимодействие которых определяет большое разнообразие оттенков глаз. В раннем возрасте цвет глаз может меняться. Многие дети рождаются с голубыми глазами, которые постепенно становятся карими в течение первых 1-3 лет жизни.
Это происходит из-за накопления пигмента меланина, которого мало при рождении, но становится больше под воздействием солнечного света. Дети могут иметь совершенно отличающийся от их родителей цвет глаз, но если у обоих родителей глаза карие, скорее всего, глаза ребенка тоже будут карими.
Более темный цвет глаз все же часто оказывается более доминирующим, так карий цвет победит зеленый, а зеленый цвет — голубой. Тем не менее, если у одного из родителей цвет глаз карий, а у другого — голубой, совсем не означает, что у ребенка глаза будут карими.
Некоторые дети рождаются с разными по цвету глазами. Это состояние называется гетерохромия, оно может передаваться по наследству, либо вызываться мутацией генов, которые отвечают за распределение меланина. Иногда оно может быть признаком воспаления, пигментного невуса радужки или синдрома Горнера. Если вы заметили разный цвет глаз у вашего ребенка, не откладывайте визит к офтальмологу.
1 месяц жизни
Глаза ребенка на первом месяце жизни не слишком чувствительны к свету. На самом деле, количество света, которое требуется младенцу, чтобы вообще заметить, что свет есть (порог светочувствительности) в 50 раз больше, чем требуется взрослому человеку.
Поэтому можно спокойно оставить свет в детской, это никак не помешает вашему малышу отдыхать, но вам станет легче наблюдать за ним во время сна. Способность различать цвета появляется у младенцев довольно быстро. Уже через неделю после рождения, они могут различать красный, оранжевый, желтый и зеленый.
Чуть больше времени требуется на то, чтобы начать различать синий и фиолетовый. У синего цвета более короткая длина волны, для его восприятия в человеческом глазу отведено меньше рецепторов. Также в это время можно заметить периодическое отклонение глаз ребенка от оси.
Они могут отклоняться как кнутри, так и кнаружи, вместе или по-отдельности. Это нормально, но если вы замечаете постоянное отклонение какого-либо глаза, нужно не откладывая обратиться к врачу.
Сразу после рождения малыш может часто плакать, но слезы при этом не выделяются. Это не значит, что они не вырабатываются. Дело в том, что для постоянного увлажнения глаз достаточно работы добавочных мелких слезных железок, расположенных в конъюнктиве глазного яблока и век.
Основная слезная железа, которая вырабатывает слезу при раздражении поверхности роговицы или когда человек испытывает сильные эмоции, начинает функционировать только спустя 2 месяца после рождения.
Поэтому, если вы замечаете у младенца слезостояние в одном или обоих глазах в первый месяц жизни, это может быть признаком частичной или полной непроходимости слезо-носового канала. В этом случае, слеза не проходит по каналу в нос, а накапливается в слезном мешке и постепенно возвращается в полость глаза.
Одной из самых частых причин является сохранение особой мембраны в нижнем отделе слезно-носового канала. В момент рождения, во время крика мембрана прорывается, но в 6-20% случаев этого не происходит.
Очень часто, в случае застоя слезы присоединяется бактериальная инфекция, что может привести к развитию воспаления, т.н. дакриоцистита новорожденных. Поэтому, постоянное слезотечение из глаз малыша — повод обратиться к врачу для осмотра.
В районе 1 месяца после рождения требуется пройти первичный осмотр офтальмолога, на котором врач сможет, в том числе, исключить серьезную врожденную патологию, например, врожденную катаракту, пороки развития глаз. Несмотря на то, что эти состояния очень редко встречаются, они должны быть диагностированы как можно раньше для минимизации их воздействия на развитие остроты зрения младенца.
2-3 месяц жизни
На втором и третьем месяце жизни зрение ребенка продолжает активно развиваться. Острота зрения повышается, глаза перестают периодически косить и появляется способность фокусировки на близких предметах. В это время малыш уже хорошо следит за движущимся объектом и начинает тянуться к предметам, которые видит.
Также расширяется их поле зрения, ребенок может переводить взгляд с одного предмета на другой не поворачивая головы. Их глаза становятся более чувствительными к свету, в возрасте 3 месяцев, порог световосприятия лишь в 10 раз превышает порог взрослого человека. Поэтому, на время сна и отдыха малыша лучше приглушать свет в его комнате.
В это время следует почаще менять расположение кроватки ребенка в комнате, или игрушек, которые его окружают, чтобы он мог получить представление о различных формах предметов. В то время, пока он бодрствует, выкладывайте его на животик почаще, поощряйте его ползать, вкладывайте ему в ручку игрушки.
Это стимулирует развитие бинокулярного зрения, даст ребенку возможность точнее определять взаимоудаленность объектов и развивает аккомодацию (настройку изображения на резкость).
4-6 месяц жизни
К 6 месяцу жизни, у ребенка уже достаточно развиты зрительные центры головного мозга, что позволяет ему видеть более четко, следить дольше и удерживать внимание лучше. Острота зрения улучшается с, примерно, 0.05 до 0.4, при норме для взрослого 1.0.
Восприятие цвета в этом возрасте уже такое же как у взрослых, что позволяет ребенку видеть все цвета радуги. Дети также развивают лучшую моторику и бинокулярное зрение, что позволяет им быстро брать и тянуть в рот все, что они видят. 6 месяцев жизни ребенка — декретированный возраст для осмотра офтальмолога.
В это время врач может исследовать рефракцию глаз, обнаружить наличие близорукости, дальнозоркости или астигматизма, оценить подвижность глаз и наличие косоглазия. Нормальный глаз у большинства детей в возрасте от рождения до 6 лет имеет гиперметропическую (или дальнозоркую) рефракцию.
Это означает, что после преломления в средах глаза, изображение проецируется не на сетчатке, а за ней и для того, чтобы видеть четко, ребенок должен приложить усилие — использовать аккомодацию. Такая особенность возникает в результате нескольких причин.
Глаз ребенка в это время имеет более короткую передне-заднюю ось, чем у взрослого, меньший диаметр роговицы и более мелкую переднюю камеру. Нормальной (физиологической) считается дальнозоркость степенью 1.0-4.0D. Со временем глазное яблоко увеличивается в размерах и изображение смещается на сетчатку.
Однако, в некоторых случаях, даже небольшое смещение изображения от сетчатки может вызывать избыточное напряжение аккомодации и, как следствие, косоглазие или амблиопию («ленивый глаз»). Особенно часто это происходит, если строение глаз отличается между собой. В этом случае мозг отказывается «работать» с менее четким изображением и острота зрения такого глаза перестает улучшаться.
7-12 месяцев жизни
Это возраст, когда ваш ребенок уже довольно подвижен. Он активно ползает и в день проползает расстояния, которое вы даже не можете себе представить. Ему лучше удается оценить удаленность предметов, лучше получается захватывать и кидать вещи. Это очень важный этап в развитии ребенка.
В это время очень трудно уберечь его от возможного вреда. Шишки, синяки, повреждения глаз и другие возможные травмы появляются в результате освоения ребенком окружающего пространства. Поэтому очень важно убрать подальше все чистящие средства и острые предметы.
Для развития зрения ребенка в этот период предложите ему игрушки, которые можно разобрать на детали и собрать обратно, сортируйте игрушки по форме и цвету, катайте друг другу небольшой мяч. В возрасте 1 года ребенку предстоит очередной осмотр офтальмолога.
В это время врач сможет более точно определить возможные особенности рефракции малыша, сравнить полученные результаты с данными предыдущих осмотров и составить план дальнейших посещений. Ведь именно на первом году жизни ребенок растет быстрее, чем во все последующие года, а вместе с ним растет и меняется строение его глаз.
К тому же, чем старше становится ребенок, тем легче удержать его внимание во время осмотра, тем точнее результаты осмотра. Большинство методов диагностики зрения требуют определенного положения глаз и взора маленького пациента.
Поэтому, старайтесь запланировать посещение врача в такое время, которое не нарушало бы привычный режим ребенка. Малыш должен быть готов к игре, а не сонным или голодным. Если есть возможность, не совмещайте осмотр офтальмолога с осмотрами других врачей, взятием анализов или прививками или начните именно с проверки зрения.
Зрение новорожденного до 1 года: норма и патология
Зрение — самый информативный и в тоже время самый хрупкий внешний анализатор. Именно при помощи глаз человек получает большую часть информации об окружающем мире.
Зрительные центры связаны и оказывают сильное влияние практически на все жизненно важные структуры головного мозга (зрение участвует в пищеварительной, двигательной, вестибулярной, половой и др. видах деятельности организма).
Особенно важным в становлении и развитии зрения является первый год жизни, когда глаза и детский организм в целом легко подвержен различным вредным влияниям как внутренних, так и внешних факторов.
Если в этом возрасте произошло поражение зрительного органа, то у ребенка развиваются нарушения координации движений, младенец испытывает страх перед окружающим миром, что часто приводит к значительному отставанию в развитии ребенка, так как остальные органы чувств не в состоянии полноценно компенсировать дефицит информации.
В первый год зрение ребенка развивается очень интенсивно.
Практически полная слепота новорожденного младенца (ненаправленное световосприятие) за несколько месяцев перерастает в способность анализировать предметы и их движение, оценивать и сравнивать предметы по их различным, в том числе цветовым, характеристикам. Поэтому особенно важно для родителей понимать основные принципы развития зрения у детей первого года жизни и знать о ранних признаках появления патологии глаз.
Развитие зрительной системы
В развитии органа зрения существует несколько периодов. Самый важный из них — это закладка и внутриутробное формирование. На этом этапе действие повреждающих факторов может привести к катастрофическим последствиям (аномалиям развития — гипоплазиям зрительных нервов, врожденной катаракте, глаукоме; воспалениям оболочек глаза; и т.д.).
Следующий период — от рождения до 1 года. В это время активно развиваются участки зрительной коры головного мозга, получающие информацию об окружающем мире. Тренируется одновременное движение глаз, формируется визуальный контроль движения рук, заполняется «библиотека» зрительных образов.
Если на этом этапе возникают ограничение поступления света к сетчатке (нарушение прозрачности оптических сред глаза), нарушение фокусировки предметов (наличие близорукости или высокой степени дальнозоркости) или ухудшение восприятия зрительных образов (поражение зрительных нервов, зрительных центров головного мозга), то зрение может остановиться на начальном этапе развития и не сформироваться до нормального уровня.
Сразу после рождения ребенок способен воспринимать только наличие или отсутствие источника света. В первые месяцы жизни перед ребенком, как из тумана, проявляются различные объекты окружающего мира.
Сначала младенец только фиксирует взгляд на крупных предметах (первый месяц), затем пытается прослеживать их перемещение в пространстве — изучает проходящих мимо родителей, следит за движущимися игрушками (3-4 месяц).
Не следует в этом возрасте подвешивать игрушки непосредственно перед глазами — расположите их по сторонам от ребенка или на ногами.
В 6 месяцев острота зрения ребенка позволяет ему наблюдать за мелкими объектами, визуально узнавать «своих», хватать и бросать игрушки, познавая при этом трехмерность пространства. Поместите погремушки и «шуршалки» в районе движения рук ребенка для облегчения их захвата.
Годовалый малыш уже собирает «мелкий мусор» на полу, активно двигается к яркой игрушке. Используйте для привлечения внимания удаленные предметы.
Получая мощные зрительные стимулы, малыш начинает стремиться к заинтересовавшим его объектам, совершает попытки встать на ноги и делает свои первые шаги.
Только к 6-7 годам зрение ребенка достигает уровня взрослого человека (по специальным таблицам называет 10-ую строчку).
Родительский контроль
Уже в роддоме при визуальном осмотре новорожденного можно выявить признаки некоторых врожденных заболеваний глаз. Катаракта — помутнение хрусталика, которое проявляется сероватым свечением вместо черного зрачка. Лечение чаще всего — хирургическое — удаление мутного хрусталика.
Длительное существование помехи при прохождении света внутрь глаза приведет к существенной задержке развития зрения (обскурационной амбиопии). После такой операции ребенок носит специальные очки или контактную линзу, заменяющие хрусталик.
В последнее время распространена методика ранней имплантации искусственного хрусталика. Некоторые виды полупрозрачных катаракт не оперируют в раннем детстве.
В таких случаях проводят периодические курсы стимулирующего лечения (воздействие на глаз световым и лазерным излучением, электрическим и магнитным полем, занятия на специальных компьютерных программах) и проводят отсроченное хирургическое вмешательство в более взрослом возрасте.
Сходные с катарактой внешние проявления могут выявляться при более опасном заболевании — ретинобластоме (опухоль сетчатки). В ранних стадиях на опухоль можно воздействовать с помощью специальных лучевых аппликаторов — пластинок с нанесенным на них радиоактивным веществом.
Они подшиваются непосредственно к склере в месте проекции опухоли, тень которой определяют во время операции, просвечивая склеру диафаноскопом (прибором, похожим на фонарь). Радиоактивный материал аппликатора разрушает опухоль сквозь склеру.
На поздних стадиях, когда возникает опасность распространения опухоли за пределы глаза, путь только один — удаление пораженного глаза.
Врожденная глаукома — заболевание глаз, которое характеризуется повышением внутриглазного давления из-за врожденных нарушений системы образования и оттока внутриглазной жидкости. В результате глаз ребенка растягивается и увеличивается в размерах, выдвигаясь вперед (вплоть до ограничения полного смыкания век).
Также при глаукоме может отмечаться помутнение роговицы (бельмо). Поскольку это заболевание связано с структурными изменениями некоторых отделов глаза, то лечение, в основном, хирургическое. Цель операции — обеспечение нормального оттока внутриглазной жидкости из полости глаза.
Если к моменту операции не затронуты роговица и зрительный нерв, то возможно сохранение и развитие полноценного зрения.
Воспалительные заболевания (конъюнктивит — воспаление наружной оболочки глаз, покрывающей заднюю поверхность век и переднюю поверхность глазного яблока до роговицы, дакриоцистит — воспаление слезного мешка, увеит — воспаление сосудистой оболочки глаза, и др.).
Основными признаками этой группы глазных болезней являются покраснение глаза, слезотечение, отек век и конъюнктивы, обильные выделения из глаз. Средства и методы лечения в таких случаях должен определять только офтальмолог, поскольку неправильное лечение может вызвать усугубление воспаления и осложнение процесса.
Необоснованно назначенные антибиотики не редко приводят к аллергизации слизистой оболочки глаза, а длительное их использование — нарушает жизнедеятельность нормальной бактериальной флоры.
У детей первых месяцев жизни могут появляться слизистые выделения из глаз, похожие на гной. Возникает закупорка слезоотводящей системы. Часто, чтобы справиться с банальным «гноением глаз», достаточно обычных гигиенических процедур в виде промывания и массажа области слезных канальцев.
Сначала с помощью ватного диска, смоченного кипяченой водой, удалите с поверхности глаза слизистые пленки и корки. Затем мизинцем проведите несколько массажных движений внутреннего угла глаза по направлению к носу.
После этого налейте во внутренний угол глаза лужицу кипяченой воды (ребенок должен лежать на спине) и постарайтесь заставить ребенка поморгать. При моргании происходит активное промывание носо-слезных канальцев, что способствует улучшению оттока слезной жидкости.
По необходимости повторяйте эту процедуру после каждого сна, когда отток слезы блокируется плотным сжатием век.
При воспалительных заболеваниях глаз не следует закапывать в них грудное молоко — это прекрасная питательная среда для вредоносных микроорганизмов, к тому же жир, содержащийся в молоке, нарушает отток слезы.
К наиболее частым внешним проявлениям патологии глаз, которые можно выявить при неспециализированном осмотре новорожденного, относятся так же:
- нистагм — подергивание глаз в горизонтальном или вертикальном направлении, из-за чего у ребенка отсутствует фиксация взгляда и не формируется четкого зрения (то есть глаз не может зафиксироваться на предмете и поэтому видит его детали «размытыми»). Причиной могут стать как различные заболевания глаз (высокая степень близорукости, поражения центрального отдела сетчатки и т. д.), так и поражение головного мозга;
- птоз (опущение) верхнего века — когда один или оба глаза не открываются полностью. Происходит это из-за поражения соответствующего нерва или мышцы, поднимающих верхнее веко (в результате кровоизлияний, родовых травм и т. д.). Возможность развития зрения в такой ситуации определяется степенью птоза. Если веко прикрывает зрачок, то ребенку требуется специальная пластическая операция. Если же такая проблема не мешает малышу, он способен рассматривать этим глазом игрушки на различных расстояниях и у него не возникает косоглазия, вопрос с оперативным вмешательством можно отложить на более поздний срок, поскольку хирургическая помощь в этом случае понадобится лишь с косметической целью. Для поддержания нормального функционирования глаза в таком случае необходимо проводить специальные тренировки.
Родители или офтальмолог при профосмотре могут обнаружить у малыша косоглазие (изменение правильного положения одного или обоих глаз в глазной щели). Оно возникает из-за нарушения зрения на одном или обоих глазах, изменении мышечного тонуса глазодвигательных мышц, поражений глазодвигательных нервов и др.
Рассматриваемый предмет фокусируется не на центральный отдел сетчатки, а на соседний участок, где зрительная чувствительность существенно ниже, что создает угрозу формированию бинокулярного зрения у малыша. Бинокулярное зрение — зрение двумя глазами с соединением одновременно полученных ими изображений, позволяющее локализовать объекты по направлению и по относительной их удаленности.
В этом случае необходимо начать лечение как можно раньше. На некосящий глаз с помощью пластыря наклеивают «занавеску» из марлевой салфетки (в случае двухстороннего косоглазия салфетку с пластырем крепят попеременно на каждом глазу), при этом проводят тренировки «проблемного» глаза.
Исключение составляют только случаи, когда острота зрения на обоих глазах резко снижена и заклейка может привести к торможению развития зрения на том глазу, который лучше видит.
Если угол отклонения глаза достаточно большой, без оперативной коррекции косоглазия не обойтись. Это ни в коем случае не отменяет проведения заклеек и стимулирующего лечения.
При помощи этих мер к моменту операции (чаще всего ее проводят в возрасте 4–5 лет, чтобы до школы была возможность сформировать бинокулярное зрение) удается уменьшить угол косоглазия и сохранить хорошую остроту зрения.
А это способствует меньшему объему оперативного вмешательства, лучшему послеоперационному эффекту и дает возможность в дальнейшем нормализовать зрительные функции.
Специализированный осмотр офтальмологом
При осмотре малыша в родильном доме (а для недоношенных детей — в отделениях выхаживания недоношенных) офтальмолог может выявить и другие заболевания глаз, которые не имеют внешних проявлений на ранних стадиях. Самыми грозными из них на сегодняшний день считаются ретинопатия недоношенных и атрофия зрительных нервов.
Ретинопатия недоношенных — заболевание сетчатки глаза, при котором нормальное развитие и рост ее сосудов останавливаются, и начинают развиваться патологические сосуды, не выполняющие своей функции по доставке кислорода к сетчатой оболочке.
Стекловидное тело мутнеет и уплотняется, что вызывает натяжение и отслойку сетчатки, и при отсутствии адекватного лечения это может привести к безвозвратной потере зрения.
К сожалению, внешне это заболевание никак не проявляется, и только на последней стадии, когда помочь ребенку уже не удается, становится заметным серое свечение зрачка. Болезнь на ранних стадиях может диагностироваться только опытным офтальмологом.
Легкие стадии ретинопатии могут оставлять после себя незначительные изменения, не оказывающие существенного влияния на зрение. Но при достижении 3пороговой или 4-й стадии заболевания ребенка необходимо срочно прооперировать.
Атрофия зрительного нерва — это поражение нервных волокон, проводящих зрительные сигналы от глаза в зрительные центры коры головного мозга. Основной причиной являются различные поражения структур и желудочковой системы головного мозга.
Если атрофия зрительного нерва полная (что бывает редко), то зрение может полностью отсутствовать. В случае частичной атрофии, острота зрения определяется степенью и местом поражения зрительного нерва.
При атрофии зрительных нервов применяют стимулирующее функциональное лечение с помощью специальных приборов, ноотропную (улучшающую обменные процессы в мозге) и сосудорасширяющую терапию.
Динамическое наблюдение за ребенком
После роддома родителям необходимо внимательно наблюдать за развитием своего малыша, обращая внимание на формирование зрительных функций.
Важно, чтобы первый осмотр офтальмолога был осуществлен в первые 3 месяца жизни малыша (в эти сроки можно диагностировать большинство врожденных заболеваний на ранних стадиях, что является залогом успешного лечения). При отсутствии патологии на первичном осмотре, следующий визит к врачу нужен, когда ребенку исполнится полгода (созревание основных структур глаза, отвечающих за правильную фокусировку изображения на сетчатку).
Первичное обследование проводится по следующему алгоритму:
Определение остроты (в 1 месяц — по реакции фиксации на предмете, в 2–3 месяца — по слежению за яркой игрушкой размером 15–20 см на светлом однотонном фоне, в 4–5 месяцев — по четкости слежения до расстояния 3–5 м) и полей зрения (поле зрения — максимальное пространство, осматриваемое одним глазом.).
Поля зрения определяются ориентировочно — врач двигает игрушку вперед из-за головы ребенка до появления реакции малыша на предмет.
Одновременно проводится осмотр придатков глаза: мышц, слезных путей, век (движений глаз в разные стороны, проходимости слезных путей, полноценности открывания-закрывания век), а также оптических сред глаза и глазного дна при помощи офтальмоскопа и щелевой лампы (приборов, посылающих щелевидный или круглый луч света сквозь оптические среды глаза).
Офтальмолог так же измеряет рефракцию с помощью скиаскопии (теневой пробы с оптическими линейками) или рефрактометрии (применяется специальный аппарат).
Если остроту зрения определить не удается (у малыша нечеткая реакция фиксации или слежения), то выполняется исследование импульсов головного мозга в ответ на зрительные раздражители (метод зрительных вызванных потенциалов). По его результатам можно судить о наличии функциональных и структурных поражений зрительного анализатора или о задержке его развития.
В 6 месяцев на осмотре у офтальмолога помимо стандартного обследования ребенка проводится контроль динамики рефракции глаза, то есть сравниваются вновь полученные и первичные данные этого исследования. У большинства детей в 6 месяцев рефракция колеблется в пределах +1–+2,5 Дптр.
Иногда в этом возрасте может появиться сдвиг в сторону минусовой рефракции, что говорит о предрасположенности малыша к развитию близорукости. В таком случае необходимо ограничить зрительные нагрузки — убрать мелкие и близко висящие игрушки, сделать акцент на удаленных и движущихся предметах.
При выявлении близорукости более 2 Дптр, особенно если наряду с этим у ребенка снижается острота зрения и появляется косоглазие, как можно раньше назначается коррекция зрения с помощью очков.
Очки при необходимости могут назначаться уже с 6 месяцев (иногда, при больших степенях или выраженной асимметрии между глазами применяют коррекцию зрения с помощью контактных линз).
Даже если в 6 месяцев на профилактическом осмотре не было выявлено никакой патологии органа зрения, в дальнейшем полагается проходить осмотр у офтальмолога каждые полгода, так как в течение этого времени могут начать изменяться показатели рефракции глаз (формироваться близорукость, астигматизм), проявляться некоторые генетические синдромы, протекающие с резким нарушением остроты зрения. Кроме того, регулярное наблюдение за малышом дает врачу возможность своевременно выявить скрытно протекающие воспалительные процессы.
Когда надо обратиться к врачу срочно
Первыми симптомами многих заболеваний, на которые следует обратить внимание в первые месяцы жизни, являются отсутствие или замедленное слежение за движением предмета, появление косоглазия, краснота белочной оболочки, выделения, скапливающиеся во внутренних углах глаз и на веках. При появлении подобных признаков необходимо срочно обратиться к специалисту.
Важно знать: даже если врач выявил патологию, это не повод для паники. Нарушенную функцию органа зрения в большинстве случаев можно восстановить адекватным лечением.
Будьте внимательны к своим детям! Не занимайтесь самостоятельным лечением!
Автор статьи: врач-педиатр, офтальмолог, кандидат медицинских наук,заведующий отделением офтальмологии НИИП и ДХ МЗ РФ
Скрипец Петр Петрович