Близорукость: группа здоровья

0

В автомобильном праве есть Федеральный Закон «О безопасности транспортных средств» (конкретно статья 23), регулирующий возможность вождения, имея те или иные болезни. Он ссылается на Перечень противопоказаний, при наличии которых нельзя не только управлять машиной, но и вовсе получать права.

Среди них преимущественно заболевания, связанные с головным мозгом, зрением и двигательной активностью. Если водитель сможет обойти Закон и несмотря на запрет, сядет за руль, он не просто рискует получить штраф, но и ставит под угрозу свою жизнь и безопасность других участников дорожного движения.

Особенности запрета на вождение авто при болезнях

Человек, который собирается водить машину, должен иметь личное чувство ответственности за жизнь окружающих его людей. Кроме него самого, никто не может узнать о наличии опасной болезни без соответствующей медицинской справки. Что еще немаловажно: при обнаружении того или иного заболевания, врач не передает информацию в ГИБДД. По правилам мед. обследование необходимо проходить каждые 10 лет. И если, например, у водителя появятся приступы эпилепсии через 2 года после получения прав, следующие 8 он может управлять автомобилем с «чистой» справкой.

При остановке автомобиля инспектором он может выявить признаки болезни без изучения медицинского заключения. Однако, даже в этом случае лишить прав может только суд.

Исключение составляют только те, у кого вовсе не было водительского удостоверения и те, кто уже лишен прав.

В противном случае нарушитель просто понесет наказание в виде штрафа от 5 до 15 тысяч рублей, при условии, что его действия не повлекли за собой серьезные последствия.

С какими болезнями можно и нельзя управлять авто

Среди самых распространенных заболеваний, которые полностью ограничивают право управлять автомобилем или являются особым указанием к вождению, стоит выделить:

  • Постинсультное состояние с такими осложнениями, как деменция, амнезия, слепота на оба глаза. В Законе об инсульте речи нет вовсе, так как опасность представляют его последствия.
  • Эпилептические расстройства всех форм и видов. Запрет касается всех типов автомобилей, любой конструкции.
  • Болезнь Паркинсона. Сама по себе не является противопоказанием, даже на последних стадиях. Но при ее активном развитии вероятно появление деменции, которая ограничивает возможность управлять любыми ТС.
  • Большинство видов психических расстройств — тяжелая депрессия, шизофрения, амнезия, делирий, галлюцинации, расстройства личности, а также неуточненные формы, связанные с травмами и отклонениями головного мозга.
  • Умственная отсталость, в том числе аутизм и синдром Дауна. Хотя в Законе об этих болезнях ничего не сказано, препятствием к вождению служит снижение интеллекта и слабоумие.
  • Слепота. Запретить водить машину врачи могут только при полном отсутствии зрения. Если не видит только один глаз, или функция обоих снижена, могут быть предъявлены дополнительные меры. В водительском удостоверении в 12 графе ставят отметку «GCL» или «Очки/линзы обязательны».

При диабете, астме, энцефалопатии, сердечных и сосудистых заболеваниях никаких ограничений нет. Водитель должен своевременно принимать препараты, поддерживающие здоровье, и это зона его личной ответственности, за пренебрежение которой в случае чего он понесет наказание.

То же касается головной боли или температуры. Правила дорожного движения запрещают садиться за руль в болезненном и утомленном состоянии. Но сотрудник ГИБДД вряд ли сможет определить таковое «на глаз», поэтому человек самостоятельно принимает решение — можно ехать или нельзя.

Что касается черепно-мозговых травм, все зависит от того, приводят ли они к неврологическим проблемам. Если да, то водитель не сможет получить права категорий C, CE, D, DE, Tm/Tb. Легковых автомобилей этот запрет не касается.

В случае же с проблемами с опорно-двигательным аппаратом, практически всегда приходится менять конструкцию машины.

Если одна нога короче другой, конечность полностью отсутствует, произошел паралич или существенно нарушена двигательная активность, одна из педалей переносится выше для возможности ручного управления.

Как инспектор узнает, какие болезни есть у водителя

Обнаружить болезнь официально могут в 2 случаях:

Если болезнь проявилась до зачисления в автошколу, человек просто не сможет пройти обучение, и соответственно получить права. Медицинская справка является одним из обязательных документов, которые подаются при оформлении на автомобильные курсы.

Если же симптомы опасного недуга стали явными после получения водительского удостоверения, то инспектор сможет их обнаружить только лично.

Однако, его подозрения не могут быть веским основанием для того, чтобы направить человека на принудительное медицинское освидетельствование.

  1. Во время прохождения медицинской комиссии, необходимого для замены водительских прав по прошествии 10-летнего срока действия.
  2. При мед. обследовании, проводимом вследствие получения новых прав после их лишения по статьям 12.26, 12.27 и 12.8.

Если врачи выявят противопоказания, они не выдадут справку, которая позволит управлять автомобилем.

Если же будут выявлены болезни с «особым» статусом, то в ГИБДД будущий водитель сможет получить права только определенной категории (при наличии ограничений для иных).

При имеющихся проблемах со зрением в удостоверении просто ставится отметка о необходимости ношения очков или линз. Их отсутствие при проверке сотрудником ГИБДД будет причиной для выписки штрафа.

Какой штраф предусматривается за вождение при наличии опасных заболеваний?

По части 1 статьи 12.7 КоАП предусмотрено наказание в размере от 5 до 15 тысяч рублей за управление автомобилем при наличии противопоказаний, ограничений и особых указаний. Инспектор определяет тяжесть нарушения, учитывает смягчающие обстоятельства, исходя из чего выносит вердикт, касательно размера материального наказания. Штраф неминуемо будет выписан, если:

  • есть зафиксированные медицинские противопоказания и соответственно нет прав;
  • есть ограничения для конкретной категории, и водитель находится за рулем авто, подпадающего под эту категорию;
  • есть отметка о необходимости ношения линз или очков, а водитель ею пренебрег.

ГИБДД не могут предъявлять претензии к медицинским работникам, потому что в их полномочия не входит проверка достоверности справок.

Поэтому отвечать за то, что информация в документе не соответствует действительности, будет только сам водитель. Не стоит надеяться на везение и полагаться на случай.

При наличии противопоказаний, разумнее отказаться от вождения вовсе и не подвергать опасности окружающих.

Группы здоровья детей-сирот: что это такое, что они означают?

Что такое группы здоровья и что они означают? Какие диагнозы относятся к тем или иным группам? Кто их определяет? Насколько они достоверны?

Мы продолжаем серию материалов с различными экспертами о разных аспектах этой темы. В прошлый раз мы говорили с врачом-неврологом, теперь — со специалистом-педиатром, а по совместительству, приемной мамой. 

Какие диагнозы относятся к тем или иным группам? Кто их определяет? Насколько они достоверны? Какие прогнозы дают врачи о будущем малыша или подростка? Снимут ли диагнозы, которые были поставлены в детском доме, с ребенка, когда он будет жить в полноценной семье?  На эти вопросы фонду «Измени одну жизнь» ответила приемная мама, педиатр Анна Богатырева.

Что такое «группы здоровья»

Министерство здравоохранения Российской Федерации выпустило приказ  в№621 от 30.12.2013 «О комплексной оценке состояния здоровья детей». Этот приказ регламентирует алгоритм оценки групп здоровья у детей от 3 до 17 лет. По этому приказу дети могут быть отнесены к 5 различным группам здоровья

Узнать больше о диагнозах детей, прочитать истории усыновления особенных малышей и подростков можно в разделе «Здоровье детей».

1 группа

Здоровые дети, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие пороков развития и каких либо отклонений от нормы.

2 группа

Практически здоровые дети, у которых нет хронических  заболеваний, но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения. Например, дети, перенесшие тяжелые и средней тяжести инфекционные заболевания; дети с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии (низкий рост, низкий вес или избыточный вес).

В эту же группу входят часто болеющие дети и дети с физическими недостатками (последствиями травм или операций), но у которых сохранены все функции.

3 группа

Дети, у которых есть хронические заболевания, с редкими обострениями и которые на момент осмотра находятся в стадии ремиссии. К этой группе относят детей  с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации соответствующих функций (то есть имеющиеся недостатки не должны ограничивать возможность обучения или труда ребенка).

4 группа

  • Дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии обострения или в стадии нестойкой клинической ремиссии (с частыми обострениями), которые ограничивают жизнедеятельность ребенка или требуют поддерживающей терапии.
  • К этой группе относятся дети, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями с физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной компенсацией соответствующих функций, что, в некоторой степени, ограничивает возможность обучения или труда ребенка.
  • Какие диагнозы часто встречаются в медкартах детей-сирот? 

5 группа

Дети, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями,  с частыми обострениями или непрерывными рецидивами, с выраженной декомпенсацией функциональных возможностей организма, требующими постоянной терапии.

А также дети с инвалидностью, дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением компенсации соответствующих функций и значительным ограничением возможности обучения или труда.

Кто и как определяет группу здоровья

В реальной практике  группу здоровья  определяет  участковый врач-педиатр или врач детского дома/дома ребенка, на основании осмотра, диспансеризации и/или дополнительных обследований.

В упомянутом приказе четко прописан алгоритм, основанный на международной классификации болезней, согласно которому у врача есть «диагностический коридор», в рамках которого он устанавливает группу здоровья

В детских домах группы здоровья определяются по общепринятому алгоритму. Вопрос в качестве проведенной диспансеризации. Детям до трех лет группа здоровья не ставится вообще. Старше трех лет и  до 17 лет – согласно приказу Минздрава РФ.

Возможные сценарии развития событий

Стопроцентной гарантии, что взяв ребенка с 1-2 группой здоровья, вы получите реально здорового малыша или подростка, нет ни у кого. Сценариев развития событий много, но глобально, по-моему мнению, их четыре:

  1. В детском доме работает хороший врач, и диспансеризация проводится не формально. То есть, то, что написано в истории болезни воспитанника – правда. Это значит, что группа здоровья с большой долей вероятности выставлена правильно.
  2. В детском доме вообще нет врача, или он выполняет свои обязанности формально, и/или диспансеризация проведена тоже формально. Тогда здесь возможны такие варианты. Первый: гипердиагностика. Выставляется тот диагноз, которого нет. И от этого группа здоровья определена как более тяжелая. Второй: гиподиагностика. При этом варианте группа здоровья стоит, к примеру, вторая. А в реальности ребенок требует углубленного обследования и лечения.
  3. Выставлена правильная группа здоровья, например, третья. Но попав в домашнюю обстановку, ребенок « самоизлечивается». И через год-два его группа здоровья первая или вторая.
  4. Любой потенциальный приемный родитель должен отдавать себе отчет, что взяв даже здорового ребенка с 1 группой здоровья, это не дает гарантии, что с течением времени у ребенка не появится какое-либо заболевание, в том числе тяжелое и инвалидизирующее. И причина появления заболевания будет не в том, что врач сиротского учреждения работал плохо. Просто произошло стечение обстоятельств, наличие генетических предрасположенностей и т.д.

Как относиться к заявленным группам здоровья детей

Практически у каждого человека есть предпочтения и страхи: кто-то боится инфекций, кто-то просто не любит больницы, кому-то не комфортно в обществе людей с видимыми физическими недостатками, кто-то очень не хочет взять ребенка с умственной отсталостью.

Приемные родители делятся опытом воспитания и развития особых детей 

Поэтому я посоветовала бы потенциальным приемным родителям честно для себя понять, какие именно заболевания для них не приемлемы, и сразу не рассматривать таких детей. Например: ВИЧ, гепатиты, туберкулез. При этом ребенок с ВИЧ может относится к 3, 4 и 5 группам здоровья, в зависимости от течения ВИЧ.

Хронические неинфекционные заболевания, например хронический бронхит, бронхиальная астма, хронический гастрит — от 3 до 5 групп здоровья, в зависимости от тяжести течения.

При этом, например, наличие диагноза бронхиальная астма сразу относит ребенка к 3 группе здоровья.

В настоящее время бронхиальная астма очень хорошо лечится, и большинство детей ведут абсолютно обычный образ жизни, включая учебу в школах и занятия спортом (правда, не профессиональным). Но группа здоровья будет не меньше 3.

При этом дети с расстройством  личности и поведения, обусловленные болезнью, повреждением или дисфункцией головного мозга, с шизотипиями и неврастениями  могут относится как ко 2, так и к 3 группам здоровья.

Первая группа здоровья — это раритет и среди домашних детей, в детском доме они встречаются еще реже.

2-3 группа здоровья это дети с отклонениями в здоровье, которые не мешают/или не сильно мешают обычной жизни.

4-5 группы здоровья — это дети со значимыми отклонениями по здоровью и дети с инвалидностью, но зачастую они могут доставлять меньше проблем, чем дети с 2 группой здоровья.

Для поступления в гимназию, лицей или языковую спецшколу требуется 1-2 группы здоровья, равно как и для занятий в специализированных спортивных школах.

Это связано с тем, что на детей ложится повышенная нагрузка, которая может негативно сказаться на не совсем здоровых детях и ухудшить их соматический статус.

Зрение и беременность: частные вопросы

Этот вопрос волнует многих будущих мам, страдающих, как правило, миопией, реже такими заболеваниями глаз, как астигматизм, дальнозоркость, врожденная катаракта, а так же перенесших операции на глазах – склеропластику, операции по поводу косоглазия, лазерную коррекцию зрения. Безусловно, существуют и противопоказания и ограничения к естественным родам по состоянию глаз, но большинство из них являются временными.

Миопия высокой степени и естественные роды

В акушерстве с давних времен существует мнение, что миопия высокой степени (более -6,0 диоптрий) является показанием к кесаревому сечению.

Однако современная практика показывает, что роды через естественные родовые пути возможны при данной патологии.

Миопия, сама по себе, пусть даже высокой степени не может быть ограничением, и, тем более, противопоказанием к родоразрешению через естественные родовые пути. Определяющим фактором, способным повлиять на принятие решения о родоразрешении является состояние сетчатки.

Важно знать, что степень близорукости при угрозе развития осложнений со стороны сетчатки значения не имеет. По данным литературы и из личного опыта, наиболее часто дистрофические изменения, и разрывы сетчатки встречаются при средней степени близорукости от 3 до 6 диоптрий.

Что происходит при близорукости?

Дело в том, что при близорукости зачастую выявляются изменения анатомии и физиологии органа зрения: длина глаза увеличена, по сравнению с нормой, в результате чего происходит растяжение оболочек глаза и истончение сетчатой оболочки (сетчатки) на периферии. Снижение кровообращения глаза приводит к понижению доставки кислорода и питательных веществ к сетчатке, что является причиной различных периферических дистрофий сетчатки (ПВХРД).

ПВХРД. В чем опасность?

Самой опасной формой периферических дистрофий сетчатки являются разрывы, решетчатая дистрофия, ретиношизис, смешанные формы дистрофий. У пациентов с разрывами сетчатки имеется риск возникновения одного из самых тяжелых офтальмологических заболеваний – отслоения сетчатки. Учитывая вышесказанное, уже на этапе планирования беременности, желательно начать наблюдаться у офтальмолога.

Естественные роды или кесарево сечение?

Существуют общепринятые показания и противопоказания относительно состояния глаз и процесса родоразрешения.

Роды через естественные родовые пути возможны в следующих ситуациях:

  • Отсутствие патологических изменений на глазном дне.
  • Наличие дистрофических изменений (ПВХРД), не подлежащих отграничению с помощью профилактической лазерной коагуляции сетчатки, в случае стабильной картины глазного дна за период беременности.

Абсолютные показания к родоразрешению хирургическим путем:

  • Отслойка сетчатки во время настоящих родов.
  • Отслойка сетчатки, диагностированная и прооперированная на 30–40-й неделе беременности.
  • Ранее оперированная отслойка сетчатки на единственном видящем глазу.

Оносительные показания к родоразрешению путем операции кесарево сечение:

  • Обширные зоны ПВХРД с наличием витреоретинальных тракций.
  • Отслойка сетчатки в анамнезе.

Данные противопоказания считаются относительным, потому что при своевременном обращении к витреоретинологу, возможно проведение отграничивающей лазерной коагуляции сетчатки, и, соответственно, исключение риска возможных осложнений.

Какое обследование проходить беременным?

Безусловно, все начинается с базовых процедур – это проверка остроты зрения, авторефрактометрия (определение преломляющей способности глаза), измерение внутриглазного давления, биомикроскопия ( осмотр переднего отрезка глаза с помощью специального биомикроскопа – щелевой лампы). Обязательным видом офтальмологического обследования во время беременности является осмотр глазного дна, который проводится через широкий зрачок, так как только в таком состоянии возможен осмотр периферии сетчатки, где, как правило, и возникают опасные изменения.

Как избежать возможных осложнений?

При наличии истончений или разрывов сетчатки обязательна профилактическая лазерная коагуляция сетчатки, позволяющая отграничить их. После своевременного проведения лазерной коагуляции сетчатки, а она проводится до 30й недели беременности, можно совершенно спокойно рожать общепринятым способом, не переживая за свое зрение!

Что еще важно знать о зрении во время беременности?

Помимо миопии, существуют и другие заболевания глаз.

Как показывает практика, осмотр офтальмолога назначается в основном беременным с миопией (близорукостью) преимущественно высокой степени с целью предотвращения осложнений со стороны сетчатки (отслойка, кровоизлияния в сетчатку или стекловидное тело) во время родов. Следует отметить, что истончения сетчатки возникают не только у близоруких, но и у людей с нарушениями гемодинамики, реже — с дальнозоркостью, а также у людей с нормальным зрением, но несколько реже, чем у миопов.

  • Поэтому, во время беременности женщина, не зависимо от наличия проблем со зрением, должна посетить офтальмолога не менее 3-х раз — в начале беременности, в середине и в конце.
  • Своевременные осмотры у офтальмолога позволят сохранить зрение надолго!

Классификация детей по степени нарушения зрения и зрительным возможностям

В зависимости от сохранности остроты зрения среди детей с нарушениями зрения можно выделить несколько групп, характеризующихся разными зрительными возможностями, разными способами восприятия учебного материала и ориентации в пространстве.

В зависимости от степени зрительных нарушений и способов восприятия учебного материала различаются следующие группы:

а) слепые и практически слепые (так называемые частично видящие) дети с остротой зрения в пределах от О до 0,04 с коррекцией стеклами на лучшем глазу. Эти дети имеют незначительное остаточное зрение или совсем ничего не видят.

Во время занятий они пользуются в основном тактильно-слуховым способом восприятия учебного материала, читают и пишут по системе Брайля. Обучение этих детей в основном осуществляется с помощью осязания и слуха. Часть из них при чтении и письме опираются на остаточное зрение.

Наряду с этим, если им позволяет зрение, они овладевают, при определенных условиях, зрительным способом чтения и письма укрупненного черно-белого шрифта. Однако остаточное зрение не является достаточно устойчивым и надежным.

Оно может обеспечить правильность и необходимую скорость восприятия обычного плоскопечатного шрифта лишь при использовании осязания. Частично видящие подлежат обучению в специальных школах для слепых детей или в специальных классах для этих детей при школах слабовидящих.

Во время занятий слепые и частично видящие пользуются специальными и учебными пособиями (изданными по системе Брайля), специальными техническими средствами, необходимым дидактическим материалом. Частично видящие пользуются и оптикой. Все это позволяет овладевать приемами осязательного и зрительного чтения и письма, облегчающими рациональное использование и охрану остаточного зрения;

б) слабовидящие дети с остротой зрения в пределах от 0,05 до 0,09 с коррекцией стеклами на лучшем глазу. У этих детей, как правило, отмечаются сложные нарушения зрительных функций.

Наряду со снижением остроты зрения у некоторых из них сужено поле зрения, нарушено пространственное зрение. Все это затрудняет зрительное восприятие учебного материала.

Они нуждаются в соблюдении регламентированной зрительной нагрузки и мероприятиях по охране и рациональному использованию неполноценного зрения во время занятий.

Как правило, они подлежат обучению в специальных школах для слабовидящих. При обучении этих детей применяется система специальных технических и оптических средств (накладные ортоскопические, строчные лупы и др.

), используемых с целью коррекции и компенсации нарушенных и недоразвитых функций. Однако их зрение является недостаточно устойчивым. При неблагоприятных условиях оно ухудшается.

В связи с этим также учащиеся нуждаются в облегченном режиме зрительной нагрузки, в умелом чередовании деятельности, труда и отдыха;

в) слабовидящие дети с остротой зрения от 0,01 до 0,04 с коррекцией оптическими стеклами на лучшем глазу. При наличии определенных условий они свободно читают с помощью зрения, пишут, зрительно воспринимают предметы, явления и процессы действительности, зрительно ориентируются в большом пространстве.

В связи с необходимостью применять специальные методы и технические средства обучения, соблюдать определенные гигиенические требования, такие дети также обучаются в специальных школах слабовидящих.

Однако некоторые из них при обеспечении необходимых условий в состоянии успешно обучаться в массовой школе;

г) дети с остротой центрального зрения 0,4-0,5 и выше с коррекцией оптическими стеклами. У этих детей не отмечаются выраженные вторичные отклонения в психическом развитии. Такие дети подлежат обучению в обычных условиях массовой школы. Однако по отношению к ним должен соблюдаться некоторый щадящий режим.

Таким образом, мы видим, что в зависимости от разной степени нарушения остроты центрального зрения учащиеся пользуются разными способами восприятия учебного материала, что предполагает применение дифференцированных форм их обучения в специальной школе для слабовидящих и в массовой школе.

  Вся информация взята из открытых источников. Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.

Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Вы это видите?

По прогнозам учёных, к 2050 году близорукость (или миопия) будет у половины населения Земли.

Уже сегодня в некоторых азиатских странах, где дети с раннего возраста обязаны усердно учиться, близорукость обнаруживается у 80–90 % учеников.

Сегодня разбираем, можно ли предотвратить развитие детской близорукости, что делать, если болезнь уже диагностировали, зачем детям со слабым зрением много гулять и почему необходимо носить выписанные очки.

Живёте на Севере? Дружите с офтальмологом!

По данным специалистов, сейчас на земном шаре насчитывается 2,6 млрд близоруких людей, в середине столетия их будет уже 4,9 млрд. Это мировая статистика.

В Новосибирске 45 % выпускников покидают школу с близорукостью. Ещё 30 лет назад близоруким был каждый пятый выпускник.

Конечно, есть страны с куда более угрожающими цифрами: в Южной Корее, например, близоруки 97 % юношей-призывников. Но и 45 % — это очень много.

В основном это приобретённая близорукость. Генетические факторы, конечно, влияют. Если у обоих родителей миопия, шанс, что она разовьётся у ребёнка, возрастает в шесть раз.

Если у одного родителя — то в три раза. Но сейчас встречается и ненаследственная близорукость. Частота миопии возрастает с юга на север.

Причём эти данные были у врачей ещё в советское время: в южных широтах значительно меньше людей с миопией.

Чем севернее, тем дольше тянется не только холодная, но и тёмная зима, уровень освещённости, спектральный состав дневного света в этих широтах негативно влияют на функционирование глаза.

Чем дальше расстояние, тем лучше для глаз

Близорукость — многофакторное заболевание. Нельзя назвать единственную причину, по которой количество детей и молодых людей с миопией так растёт с каждым годом. Люди всегда читали. Дети с фонариком и книжкой прятались под одеялом, родители обнаруживали нарушителя режима и запрещали «портить глаза». Но сейчас правят балом цифровые технологии.

Опять обратимся к статистике: когда появились смартфоны, число близоруких в мире выросло на 35 %. Почему? Да потому, что при чтении или просмотре картинок, мультиков с экрана телефона укорачивается рабочая дистанция.

Когда мы читаем книжки, то держим их на расстоянии 40–60 см от глаз. А телефон располагаем в лучшем случае в 20 см от лица. Да ещё зачастую смотрим на дисплей лёжа или низко склонившись.

Добавьте сюда длительность нагрузки на зрение — редко кто соблюдает установленную норму в 30 мин, зачастую время, проведённое «в телефоне», существенно больше.

Смотреть мультики или играть в компьютерные игры гораздо безопаснее на мониторе компьютера. Установите его на расстоянии вытянутой руки, например, 60–65 см, и нагрузка на глаза будет существенно меньше, чем при играх на смартфоне.

Про телевизоры можно уже и не говорить, и так понятно, что большие экраны, расстояние 2,5–3 метра — самый щадящий вариант.

Так устроено наше зрение, что при взгляде вдаль глазные мышцы расслабляются и отдыхают, а при необходимости смотреть на ближний объект они напрягаются.

Как предотвратить близорукость? 

Звучит банально, но организуйте ребёнку здоровый, правильный образ жизни.

Что имеется в виду? Если ребёнок дошкольного возраста каждый день гуляет не менее двух часов, то близорукость у него развивается реже. Прогулки могут замедлить течение близорукости на 33 %.

Потому что в это время происходит постоянное переключение зрительного фокуса с дальнего плана на ближний, что расслабляет глазные мышцы. 

Недавно родители привели на приём ребёнка с прогрессирующей близорукостью. Начинаю говорить: образ жизни, прогулки. Родители руками машут: что вы, какие прогулки, у нас школа, секция, английский! Каждый раз стараюсь объяснить, что прогулки должны быть обязательно. Как и нормальное здоровое питание.

Ничего сложного, главное, чтобы в рационе присутствовало не слишком много углеводов и достаточно белковой пищи: молоко и молочные продукты, мясные продукты. Белок, как источник коллагена и эластина, укрепляет склеру глаза.

При миопии она слабеет и растягивается, в результате глаз растёт в длину, фокус чёткого зрения отодвигается от сетчатки и ухудшается зрение вдаль. 

Ребёнку следует давать витаминные и минеральные комплексы, которые содержат в том числе и бета-каротин. Не забывайте про витамин D. Он должен обязательно присутствовать либо в рационе, либо как лекарственный препарат с правильно рассчитанной дозировкой. 

Наконец, к профилактике близорукости относится правильное пользование гаджетами. Да, они неотъемлемая часть нашей жизни.

Но родители обязательно должны обучить ребёнка, как правильно обходиться, например, с планшетом — обучают же детей пользованию утюгом или чайником.

Есть строгие правила! Длительность непрерывной зрительной нагрузки определяется по формуле: возраст умножаем на 3. Пример: 10 лет х 3 = 30 минут.

Что же делать, если близорукость появилась и прогрессирует? 

Сейчас нельзя просто наблюдать за близорукостью, как это было когда-то. Сегодня миопия появляется рано и часто развивается агрессивно. Но мы можем противопоставить болезни комплексный подход в лечении! Для этого существуют и аппаратные процедуры, и очки специальных конструкций, и ночные линзы — арсенал велик.

Первый этап — современная диагностика, которая позволяет детально прояснить картину заболевания и подобрать нужную оптическую продукцию. Не просто очки, корректирующие зрение, а очки для торможения болезни.

Назначаются капли в ночное время для расслабления аккомодации и комплекс функционального аппаратного лечения. Так мы сначала тормозим развитие близорукости, затем полностью останавливаем.

В большинстве случаев это удаётся сделать за год-полтора.

Второй этап — изменение образа жизни ребёнка с диагностированной близорукостью. Значительно или нет, зависит от агрессивности заболевания. Очень важно пользоваться очками или линзами, которые мы подобрали.

К сожалению, до сих пор существует представление, что если носить очки, то глаз «привыкнет и перестанет сам работать». Родители с такими убеждениями противятся использованию линз или очков.

Приходится откровенно объяснять, что будет со зрением, если пустить болезнь на самотёк.

Миф про первую парту. Считается, что близорукий ученик должен сидеть на первой парте. Не должен! Наоборот, попросите учителя посадить его подальше, пусть фокус зрения перемещается с дальнего на ближний и обратно. Если ребёнку адекватно подобрали оптику, то он будет хорошо видеть всё, что происходит у доски, и зрение не помешает его учёбе.

Детям с близорукостью от 4 диоптрий и больше не стоит заниматься видами спорта, связанными с вибрацией, с сотрясением. Даже футбол, хоккей, конные виды спорта мы не рекомендуем. Идеально, если физические нагрузки он будет получать, занимаясь плаванием, бегом, бадминтоном. 

Конечно, часто возникает вопрос, что выбирать, очки или линзы. Но, например, однозначно, в очках не поплаваешь. А вообще я советую иметь всё — очки, мягкие контактные линзы и ночные линзы.

Ирина Смирнова, к.м.н., врач-офтальмолог, директор офтальмологических центров «ГЛАЗКА».

Записала Елена Климова

Фото depositphotos.com

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

I группа

Диспансеризация представляет собой комплексный медицинский осмотр населения, предназначенный для выявления заболеваний и факторов риска, а также общей оценки состояния здоровья граждан РФ, включающий в себя: осмотр пациентов, проведение лабораторных исследований, пропаганду здорового образа жизни и привлечение внимания граждан к состоянию здоровья своего организма.

Лица до 18 лет проходят диспансеризацию ежегодно, а основная часть взрослого населения – один раз в три года, начиная в установленные возрастные периоды (21, 24, 27 и т.д. до 39) и ежегодно после 40 лет.

В данной статье мы рассмотрим какие группы здоровья выделяют по итогам диспансеризации взрослых и детей, и чем они различаются.

Группы здоровья для взрослого населения

  • Диспансеризация является основным мероприятием для исследования и мониторинга уровня здоровья взрослого населения. На основании сведений, полученных в результате прохождения диспансеризации, врач или фельдшер присваивает каждому гражданину группу здоровья в соответствии с требованиями и критериями, определенными в Приказе Минздрава РФ от 13 марта 2019 года N 124н «Об утверждении порядка проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения»
  • Нормативный акт выделяет четыре группы здоровья взрослого населения – 1, 2, 3а и 3б.
  • К I-ой категории относятся лица, не имеющие каких-либо хронических заболеваний, а также факторов риска развития таких заболеваний или имеются указанные факторы риска при низком или среднем абсолютном сердечно-сосудистом риске и которые не нуждаются в диспансерном наблюдении по поводу других заболеваний (состояний).

Результаты лабораторных обследований данной группы лиц находятся в пределах нормальных показателей. Как нетрудно догадаться, данная категория включает в себя граждан с наиболее благоприятным уровнем самочувствия.

По итогам диспансеризации для лиц этой категории проводят профилактические консультации и другие лечебно-оздоровительные мероприятия, имеющие своей основной целью пропаганду здорового образа жизни и соблюдение санитарно-гигиенических норм.

II группа

В данную категорию входят лица, не обладающие какими-либо хроническими заболеваниями, но находящиеся в зоне повышенного риска их приобретения.

Кроме этого, сюда относят людей, имеющих предрасположенность к развитию сердечно-сосудистых заболеваний.

Данная группа – самая обширная по своей численности, что связано с большим количеством факторов, негативно влияющих на организм человека (вредные привычки, неправильное питание, сидячий образ жизни, загрязнение климата и т.д.).

Эта категория граждан диагностируется путем проведения общепринятого стандартного обследования здоровья, а также дополнительных исследований отдельных рисков в случае наличия таковых.

К II группе здоровья относятся граждане, у которых не установлены хронические неинфекционные заболевания, но имеются факторы риска развития таких заболеваний

  • при высоком или очень высоком абсолютном сердечно-сосудистом риске,
  • а также граждане, у которых выявлено ожирение и (или) гиперхолестеринемия с уровнем общего холестерина 8 ммоль/л и более, и (или) лица,
  • курящие более 20 сигарет в день,
  • и (или) лица с выявленным риском пагубного потребления алкоголя и (или) риском потреблением наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, и которые не нуждаются в диспансерном наблюдении по поводу других заболеваний (состояний).

Граждане со II группой здоровья с высоким или очень высоким абсолютным сердечно-сосудистым риском подлежат диспансерному наблюдению врачом (фельдшером) отделения (кабинета) медицинской профилактики или центра здоровья, а также фельдшером фельдшерского здравпункта или фельдшерско-акушерского пункта, за исключением пациентов с уровнем общего холестерина 8 ммоль/л и более, которые подлежат диспансерному наблюдению врачом-терапевтом.

Гражданам со II группой здоровья при наличии медицинских показаний врачом-терапевтом назначаются лекарственные препараты для медицинского применения в целях фармакологической коррекции выявленных факторов риска.

III группа (а и б)

К группе III а относятся лица, страдающие хроническими неинфекционными заболеваниями (ХНИЗ), которые требуют диспансерного наблюдения и высококвалифицированной медицинской помощи.

Основная масса граждан в этой категории – люди старше 40 лет, недуги которых напрямую связаны с возрастом и старением организма.

Диспансеризация таких лиц проводится с целью вторичной профилактики, а именно предупреждения осложнений и обострений уже имеющейся болезни.

К категории III б относятся лица, у которых не выявлены ХНИЗы, но требующие установления диспансерного наблюдения или оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи по поводу иных заболеваний, а также граждане с подозрением на наличие этих заболеваний, нуждающиеся в дополнительном обследовании.

Граждане с III а и III б группами здоровья подлежат диспансерному наблюдению врачом-терапевтом, врачами-специалистами с проведением профилактических, лечебных и реабилитационных мероприятий.

Группы здоровья для детей

Группы здоровья, выделяемые по итогам диспансеризации детского населения, значительно отличаются от аналогичных у взрослых. В первую очередь стоит сказать о том, что для классификации детей существует целых 5 категорий (в отличие от 3 у взрослых).

Такое количество связано с повышенной уязвимостью детского организма перед различными заболеваниями, из-за чего их диспансеризация требует большего внимания и тщательности, что в результате приводит к получению значительного количества информации для классификации на категории.

1 группа

К данной категории относят физически и психически здоровых малышей, обладающих высокой сопротивляемостью организма болезням. Они тоже могут иногда болеть, но в момент осмотра какие-либо патологии у них отсутствуют. Фактически, в 1-ую группу входят дети, которые совсем не болеют, но на практике таких детей встречается очень мало.

2 группа

Данная категория включает в себя детей, не страдающих хроническими заболеваниями, но обладающих при этом пониженным иммунитетом.

Такие малыши могут несколько раз в год перенести острые инфекции, но не более того. Обычно их разделяют на несколько подгрупп по типу риска.

Например, в категорию «А» входят дети с проблемной наследственностью, а в «Б» включены малыши, подверженные риску развития хронических заболеваний.

3 группа

К 3-ей категории относят детей, имеющих какое-либо хроническое заболевание. Однако пациентов данной категории отличает тот факт, что такая болезнь протекает в состоянии компенсации. Это значит, что, несмотря на наличие патологии, ребенок не сталкивается с тяжелыми последствиями либо обострениями болезни и может вести нормальный образ жизни.

4 группа

Данная категория здоровья обозначает детей с хроническими недугами в стадии субкомпенсации.

В этом состоянии уже наблюдаются значительные ухудшения самочувствия, нарушение работы некоторых органов и сниженная сопротивляемость организма.

Таким детям зачастую нужно постоянное лечение и реабилитация, при этом их заболевания чаще всего выражены в какой-то физической неполноценности, а нервно-психическое развитие находится в состоянии нормы.

5 группа

К данной категории относятся дети с серьезными хроническими болезнями в состоянии декомпенсации. Это дети-инвалиды с тяжелыми проблемами в развитии либо сниженными функциональными возможностями.

Стоит отметить, что заболевания этой группы не всегда являются врожденными. Абсолютно здоровый ребенок после перенесенной болезни, операции или травмы может получить 5 группу.

Такие дети практически всегда требуют постоянного надзора и помощи.

Заключение

Таким образом, группы здоровья представляют собой шкалу, по которой определяется состояние организма, как взрослого, так и ребенка.

Учитывая осмотры узких специалистов, группу здоровья определяет педиатр или терапевт, который в свою очередь осуществляет комплексную оценку состояния организма человека.

 

Leave A Reply

Your email address will not be published.