Дальнозоркость у новорожденных

0

Причины отклонений зрения бывают:

  • врожденными, то есть те, которые появились еще в период беременности матери;
  • приобретенные, образовавшиеся под воздействием какого-либо внешнего фактора.

На развитие зрения у малышей могут оказать влияние заболевания зрительного аппарата либо системные недуги. Отклонения в работе сердечно-сосудистой, эндокринной системы, почек, легких, ЛОР-органов, детские инфекционные заболевания могут спровоцировать нарушения зрения.

Когда проводится первый осмотр

У только что родившегося малыша зрительная система еще не сформирована, ее становление происходит на протяжении нескольких лет. В норме зрение у такого ребенка в два раза хуже, чем у взрослого человека. Как правило, исследование глаз у малыша выполняется впервые, когда ему исполнилось 3 месяца. Во время приема специалист:

  • проводит наружный осмотр зрительной системы;
  • устанавливает, может ли ребенок фиксировать взгляд на статичном предмете и отслеживать движущийся;
  • проводит скиаскопию — определяет рефракцию глаза;
  • определяет состояние глазного дна.

Возрастной нормой считается незначительное периодическое косоглазие. При этом малыш должен хорошо удерживать взор, отслеживать предметы. Подвижность глаз должна быть полной и одинаковой для обеих глазных яблок во всех направлениях.

Для определения остроты детского зрения выполняется скиаскопия. Офтальмолог направляет в глаз ребенка луч света и наблюдается за характером перемещения тени в зрачке.

Врач поочередно подносит к глазу линзы и устанавливает, при какой тень перестает перемещаться. После проведения вычислений, устанавливает диагноз.

Для получения уточненных результатов на протяжении 5 суток до обследования малышу проводят атропиновую терапию, капают капли в глазки.

Норма остроты зрения у детей в 3 месяца составляет +3,0 — +3,5 диоптрии, то есть дальнозоркость присуща практически всем здоровым малышам. Это объясняется небольшим размером глазного яблока. С возрастом он увеличивается и зрение ребенка нормализуется.

Офтальмоскопия проводится с целью осмотра глазного дна, также оценивается прозрачность хрусталика и других составляющих оптической системы глаза. Глазное дно у малыша и взрослого существенно отличается. У маленьких детей сетчатка бледно-розовая, диск нерва имеет сероватый оттенок и немного стушеванные контуры.

Первичный осмотр при выявлении патологий

Определить остроту зрения у новорожденных окулисты пытаются редко, в норме она составляет 0,1, но исследовать зрительную систему офтальмолог может непосредственно в роддоме. 

Такая диагностика проводится деткам, которые родились с массой тела до 2 кг. По решению врача полный осмотр выполняется в месяц. Это касается малышей с отклонениями:

  • травмами, полученными во время прохождения по родовым путям;
  • асфиксией;
  • родившихся раньше срока;
  • постоянным слезотечением.

Важным показателем в этот период является способность фиксировать взгляд. Месячному малышу демонстрируют яркий предмет, он должен задержать на нем взгляд на несколько секунд.

Диагностика в полгода и год

После трех месяцев зрение малыша становится лучше, он уже может удерживать взгляд на игрушке и брать ее в руки. Родителей должны насторожить такие моменты:

  • частая краснота глазных яблок;
  • выделения;
  • устойчивое косоглазие;
  • ритмичные колебания глаз.

При появлении одного из этих симптомов не следует дожидаться плановой проверки, покажите малыша офтальмологу как можно быстрее.

Проверка остроты зрения у ребенка в полгода выполняется в такой же последовательности, как и у трехмесячного. Степень дальнозоркости может незначительно снизиться либо остаться на том же уровне.

Результаты исследований обязательно сравнивают с предыдущими. Косоглазия в этом возрасте быть не должно.

Сетчатка становится розового оттенка, а диск зрительного нерва – бледно-розовым, имеет точные контуры.

В год ребенок с нормальной остротой зрения хорошо различает предметы, воспринимает мимику окружающих, однако стоит учитывать, что зрение в этот период еще отличается от взрослого. На приеме у офтальмолога проводится визиометрия, скиаскопия либо авторефрактометрия, позволяющая уточнить степень рефракции.

Дальнозоркость должна уменьшиться по сравнению с показателями, которые были получены в полгода, и варьироваться в пределах от +2,5 до +3,0 диоптрий.

Проверка остроты зрения у ребенка затем выполняется по достижении им двухлетнего возраста, при оформлении в детское дошкольное заведение (в основном это 3 года), в 4 годика, а также перед поступлением в школу.

В норме зрительных нарушений в этот период быть не должно. Во время учебы осмотры выполняют ежегодно.

Осмотр малышей после трех лет

На приеме офтальмолог производит визуальный осмотр глаз малыша. При изучении глазного яблока оценивает его величину, форму, способность синхронно двигаться. Некоторые патологии специалист может определить сразу, к примеру, косоглазие, инфекционно-воспалительные процессы.

Таблица Орловой для проверки зоркости применяется для детей, достигших трехлетнего возраста. На этом плакате вместо букв располагаются картинки, уменьшающиеся сверху-вниз. Ребенка усаживают на расстоянии 5 метров. Тестирование выполняют в основном без применения коррекционных линз. Если же малыш с нарушениями зрения, то диагноз уточняется с помощью скиаскопии либо авторефрактометрии.

Также в этом возрасте проводится:

  • биомикроскопия — оценивается состояние прозрачности составляющих оптической системы глаза;
  • офтальмоскопия — исследуется глазное дно;
  • периметрия — диагностика, связанная с остротой периферического зрения.

Нормы зрения в детском возрасте

Возраст ребенка — основной критерий, по которому определяется в норме зрительный аппарат или нет. Нормой в детском возрасте считается острота:

  • 2 годика — 0,4 — 0,7;
  • 3 годика — 0,6 — 0,9;
  • 4 годика — 0,7 — 1,0;
  • 5 лет — 0,8 — 1,0;
  • 6 лет и в более старшем возрасте — 0,9 — 1,0.

Наиболее быстрое увеличение глазного яблока происходит в возрасте до 3 лет, затем он замедляется, поэтому чем старше ребенок, тем меньше степень дальнозоркости. Ее снижения всегда должно происходить адекватно возрасту.

В тех случаях, когда запас дальнозоркости уменьшается стремительно, возрастает риск возникновения близорукости; если же глаза новорожденного имеют большой запас и не растрачивают его со временем, возможно появление патологической дальнозоркости.

Дети с нарушениями остроты зрения должны проходить обследование не реже, чем раз в 6 месяцев, диспансерное наблюдение позволяет своевременно выявить осложнения и провести адекватную терапию.

Возможные нарушения

Самыми частыми отклонениями зрения у малышей являются: близорукость, дальнозоркость и астигматизм. Оптическая система глаза состоит из нескольких линз. Свет, проходя сквозь них, преломляется и фокусируется на сетчатке.

В случае, если точка соединения лучей располагается перед ней, то у малыша возникает близорукость, если за ней, то дальнозоркость.

В каждом из этих случаев следует отслеживать остроту возрастных изменений у детей и своевременно корректировать.

Подобные патологии могут стать причиной развития амблиопии или ленивого глаза. При этом заболевании импульсы не поступают в головной мозг, и картинка не формируется, поэтому даже если ребенок будет в очках, он все равно не сможет видеть.

Острота человеческого зрения крайне важна для полноценной жизни. Если вы заметили, какие-либо симптомы, свидетельствующие о возможных отклонениях в развитии зрительного аппарата, не откладывайте визит к офтальмологу. Своевременная терапия и коррекция позволяют избежать многих негативных последствий.

Первые признаки сахарного диабета у детей

С каждым годом количество детей, больных сахарным диабетом, возрастает. Причин развития патологии множество. Они отличаются в зависимости от типа болезни. Каждый родитель обязан знать, какие признаки сахарного диабета наблюдаются у детей.

Что должны знать родители о сахарном диабете у ребенка

Регулирование уровня глюкозы в крови осуществляется за счет инсулина, вырабатываемого поджелудочной железой. При его избытке развивается гипогликемия, недостатке – гипергликемия.

При инсулиновой недостаточности, т.е. когда инсулин не вырабатывается в организме в достаточном количестве, ставят диагноз «сахарный диабет 1 типа».  Частой причиной развития СД 1 типа у младенцев является наследственность. Вероятность заболевания выше, если данный диагноз есть у обоих родителей и их родственников.

Фактором образования повышенного уровня сахара может быть инсулинорезистентность. При этом инсулин вырабатывается в достаточном количестве, но клетки к нему не чувствительны.

В таком случае говорят о сахарном диабете второго типа. Факторы появления инсулиннезависимого СД – малоподвижность и злоупотребление некачественной пищей.

У маленьких детей, подростков чаще всего наблюдается скрытая форма, что затрудняет его выявление на ранних стадиях.

Если вовремя не выявить патологию в раннем возрасте, это повод для задержки умственного, физического развития.

Типы сахарного диабета

Всего существует 4 основных типа болезни, но самыми распространенными являются 1 и 2.

СД 1 типа

Сахарный диабет 1 типа появляется из-за неправильной работы поджелудочной железы. Это самый распространенный вид заболевания среди детей.

Причины возникновения

Основания для возникновения инсулинозависимой формы:

  • Поражение островков Лангерфельда в хвосте поджелудочной железы.
  • Перенесенная вирусная инфекция, которая стала следствием неправильной работы поджелудочной.
  • Агрессия собственной иммунной системы. Происходит атака не чужеродных, а своих клеток организма.
  • Наследственность.

Если один или оба родителя страдают диабетом, то при рождении младенца необходимо особенно тщательно следить за его здоровьем. Анализы сдаются чаще обычного, чтобы выявить СД на ранних сроках.

Симптоматика

Симптомы заболевания у детей на ранней стадии проявляются неярко, не стоит их игнорировать. К признакам патологии относятся:

  • Жажда;
  • Учащенное мочеиспускание;
  • Изменение цвета, запаха мочи;
  • Долгое заживление ран;
  • Образование опрелостей;
  • Отсутствие настроения;
  • Сонливость;
  • Резкая потеря веса.

У подростков особенно часто проявляется одышка даже при неспешной ходьбе. У девочек образуется дискомфорт и зуд в промежности, причиной которых является вульвит.

Диагностика

Диагностика сахарного диабета 1 типа заключается в сдаче следующих анализов:

  • Исследование крови на глюкозу натощак. Если результат выходит за дозволенные границы, назначается повторное исследование. При подтверждении диагноза сдается анализ на уровень глюкозы с нагрузкой. Берется кровь натощак, потом пациент выпивает глюкозу, повторно проходит исследование через 2 часа.
  • Биохимический анализ крови. Это позволит определить степень пораженности органов.
  • Исследование на С-пептид. Он вырабатывается вместе с инсулином, соответственно при инсулинозависимой форме его показатель будет понижен.
  • Общий анализ мочи. Позволяет установить общее состояние организма. О запущенности патологии говорит повышенный уровень сахара, кетоновые тела в моче.
  • Исследование на гликированный гемоглобин. Сдается даже после приема пищи. Считается самым точным, так как позволяет выявить заболевание несмотря на внешние факторы (прием пищи, физическая активность и т.д.).

Кроме этого, необходимо пройти УЗИ поджелудочной железы.

После прохождения всех исследований необходимо обратиться к лечащему врачу. По результатам он может направить пациента на консультацию к узким специалистам. Например, подросток в обязательном порядке посещает офтальмолога, так как болезнь при отсутствии лечения пагубно влияет на зрительные органы.

Лечение

Основное лечение СД 1 типа у детей и подростков – проведение инъекций инсулина. Нужно доступно объяснить ребенку:

  • как определять уровень глюкозы с помощью глюкометра;
  • как рассчитать количество инсулина по результатам количества сахара в крови;
  • как колоть лекарство;
  • как сделать инъекции менее болезненными.

Кроме этого, он должен понимать, что пропускать уколы недопустимо, т.к. это чревато появлением негативных последствий вплоть до комы и летального исхода.

СД 2 типа

Сахарный диабет 2 типа менее распространен среди детей, это болезнь характерна для людей старшего возраста. Это приобретенная форма заболевания.

Причины возникновения

Поводами образования заболевания могут быть:

  • сидячий образ жизни;
  • употребление вредной и жирной пищи;
  • гормональный сбой;
  • генетическая предрасположенность;
  • эндокринные нарушения;
  • соблюдение диет с малым количеством калорий;
  • стресс;
  • перенесенные вирусные, инфекционные заболевания.

Все эти факторы способствуют образованию патологии. Самая распространенная причина появления инсулиннезависимой формы СД — наследственность. Это не говорит о 100% вероятности образования заболевания, но родители такого младенца должны ответственно относиться к ситуации. Подростку следует регулярно проходить обследования.

Симптоматика

Симптомы инсулиннезависимой формы:

  • постоянная жажда;
  • повышенная утомляемость;
  • недержание мочи;
  • резкое изменение веса;
  • сонливость;
  • апатия;
  • долго заживающие раны.

У пациента со 2 типом наблюдается повышение массы тела. Однако если ситуация запущена, то потом наблюдается резкое снижение веса. Такая ситуация критическая, требует немедленного врачебного вмешательства.

Диагностика

Методы диагностики инсулиннезависимого СД такие же, как и у инсулинозависимого. Отличительной особенностью является большое количество С-пептида (при СД 1 типа данный показатель будет занижен).

Подростку необходимо пройти обследование у узконаправленных специалистов для выявления пораженности внутренних органов.

Лечение

Лечение инсулиннезависимого диабета у детей медикаментозное. Ежедневно употребляются сахаропонижающие препараты. Кроме этого, обязательно соблюдается диета и ведется активный образ жизни.

Ежедневно определяется уровень глюкозы в крови при помощи глюкометра. Родителям необходим говорить о важности этих мероприятий, учить проводить их самостоятельно.

Каждый должен ответственно относиться к здоровью своего ребенка. Необходимо вовремя посещать плановые осмотры, сдавать анализы. При выявлении какой-либо необычной симптоматики у подростка родителям необходимо обратиться за консультацией к врачу. Откладывание обследования приводит к пагубным последствиям.

18.04.2020 Белянчиков Юрий

Фгбну нцпз. ‹‹патология психического развития››

Эту группу заболеваний составляет ряд синдромов, хотя и относимых к генетически обусловленным, но встречающихся главным образом спорадически. Однако описания монозиготных близнецов с данной патологией всегда свидетельствуют об их конкордантности; кроме того, иногда встречаются семейные случаи этих заболеваний.

Вместе с тем, насколько позволяет судить анализ значительных выборок этих синдромов, наследование здесь не имеет характера простой менделевской передачи мутантного гена.

Часть этих синдромов, возможно, окажется при более совершенном цитогенетическом исследовании хромосомной патологией.

Так, уже в последние годы выявлены микроделеции при ряде заболеваний, ранее относимых к этой группе (синдром «лицо эльфа» и др.).

Приводим описание лишь наиболее распространенных из этих синдромов.

Синдром Корнелии де Ланге (амстердамская карликовость). Впервые синдром описан в Голландии педиатром К. de Lange в 1933 г. у 2 девочек из неродственных семей. К настоящему времени имеются описания более 400 больных в различных странах.

Данные о популяционной частоте синдрома значительно варьируют от 1:30 000 рождений до 1:10 000-12 000 [Leavitt A. et al., 1985; Opitz G. et al., 1985].

Клиническая картина заболевания в типичных случаях весьма характерна. Длина и масса тела больных значительно отстают от нормы.

Отмечается выраженное своеобразие в строении лица: густые сросшиеся брови, длинные густые загнутые ресницы, короткий нос с развернутыми вперед ноздрями и вдавленной переносицей, увеличенное расстояние между основанием носа и верхней губой, тонкие губы с опущенными углами рта.

Череп уменьшен, брахицефальной структуры. Характерны аномалии строения верхних конечностей: кисти небольших размеров, короткий II палец и проксимально расположенный I палец, искривленный V. Нередко отмечается синдактилия стоп (И—III, III—ГУ пальцы).

Наблюдаются и другие аномалии конечностей и суставов: уменьшение числа пальцев, сгибательные контрактуры, а также деформация позвоночника и грудины. Очень часто бывают различные пороки внутренних органов, особенно аномалии строения почек [Лазюк Г. И. и др., 1983; Jackson L. et al., 1993].

На коже у больных, кроме гипертрихоза, резко выраженного в области спины и поясницы, нередко отмечается общая мраморность, характерны краснота кончика носа, цианоз носогубной области.

Среди неврологических нарушений, как правило, наблюдаются мышечная гипотония, оживление сухожильных рефлексов, но возможен и гипертонус с мышц конечностей.

Диагноз синдрома Корнелии де Ланге не всегда прост, так как встречаются умственно отсталые дети с небольшим числом аномалий, входящих в данный синдром.

При отсутствии несомненного биологического метода диагностики трудно сказать, можно ли такие случаи относить к синдрому Корнелии де Ланге.

Как известно, этот сложный вопрос касается и других заболеваний, диагностика которых осуществляется на основе только клинического своеобразия.

Умственная отсталость определяется практически у всех больных с данным синдромом: в 80 % случаев устанавливают имбецильность или глубокую дебильность. Однако описаны и больные с нерезко выраженным интеллектуальным дефектом (IQ = 73-75).

В литературе есть указания на то, что у больных с данным синдромом имеются стремление к аутоагрессии и склонность к стереотипным движениям — бегу по кругу, вращению, стереотипным движениям руками [Moore M, 1970]. Судорожный синдром отмечается у 25 % больных: судороги, как правило, только эпизодические, а не в виде частых и полиморфных приступов.

При рентгенографии черепа нередко обнаруживаются явления внутричерепной гипертензии. При электроэнцефалографии каких-либо специфических, характерных для синдрома изменений не выявляется.

Патологическая анатомия при синдроме Корнелии де Ланге изучена достаточно подробно [Лазюк Г. И. и др., 1974; Лурье И. В., Черствая Е. И., 1979]. Как наиболее характерное нарушение мозга описывается двусторонняя аплазия оперкулярных отделов лобных долей.

Отмечают также отсутствие центральной (роландовой) борозды, гипоплазию пирамид обонятельного нерва, верхних височных извилин, задней спайки мозолистого тела, отставание миелинизации и распад миелина, глиоз и очаговую аплазию клеток наружного зернистого и пирамидного слоев во всех отделах мозга.

Этиология синдрома остается неясной. Несомненно, поражение возникает в ранние сроки эмбрионального развития. Описано значительное число случаев синдрома Корнелии де Ланге с различными хромосомными нарушениями, однако роль их неясна [Opitz J., 1985].

Наряду с этим наблюдались семьи с пораженными сибсами (без хромосомной патологии), что позволяет некоторым авторам высказывать мнение об аутосомно-рецессивном наследовании синдрома [Блюмина М. Г, 1971].

Известны также случаи, когда заболевание передается от родителей, имеющих неглубокий дефект и соматические черты синдрома [Blank С., 1985; Leavitt A. et al., 1985].

Лечение. Специфического лечения не существует. При необходимости проводят противосудорожную и седативную терапию. Применяют ноотропы, анаболические гормоны (неробол, ретаболил), назначают витаминотерапию.

Синдром Рубинштейна — Тейби впервые описан в 1963 г. у 7 умственно отсталых детей. Его второе название «синдром широкого I пальца кисти и стопы с лицевыми аномалиями». Точных данных о частоте синдрома нет. И. В. Лурье (1983) приводит ориентировочные сведения о частоте заболевания у новорожденных, равной приблизительно 1:25 000— 30 000.

Клиническая картина характеризуется умственной отсталостью, задержкой роста и специфическими особенностями строения лица и тела, основные из которых — короткий и широкий I палец на кисти и стопе, своеобразное лицо с длинным загнутым носом, антимонголоидным разрезом глаз, гипертелоризмом, недоразвитием верхней челюсти, брахицефальной структурой черепа. У больных низкий рост волос на лбу, иногда спускающихся в центре утлом. Кроме расширения концевой фаланги I пальца, отмечается ее отклонение с искривлением в межфаланговом суставе. Иногда бывают расширение концевых фаланг других пальцев, синдактилия и полидактилия стоп, косолапость, врожденный вывих бедра, повышенная разгибаемость суставов. Повышена склонность к катаральным состояниям дыхательных путей и пневмониям, а также к гнойничковым заболеваниям кожи.

Характерная для больных задержка роста происходит в основном постнатально. Масса тела при рождении почти не снижена.

Часто встречаются различные врожденные пороки внутренних органов — сердца, мочеполовой системы, органов дыхания, диафрагмальная грыжа.

Весьма типична для синдрома патология глаза: катаракты, колобомы, аномалии рефракции, глаукома, нистагм, атрофия зрительных нервов, косоглазие, заращение слезно-носового канала.

При рентгенографии выявляются микроцефалия, укорочение черепных ям, иногда длительное незарастание большого родничка, симптомы открытой гидроцефалии.

Дерматоглифика всегда изменена, но неспецифична.

Умственная отсталость носит характер интеллектуального недоразвития различной степени; как правило, она довольно глубокая, но описаны также случаи пограничного снижения интеллекта (IQ = 70—80) и даже синдрома с нормальным интеллектом [Pratesic et al., 1972].

Чаще всего интеллектуальное недоразвитие соответствует олигофрении в степени имбецильности. Судорожный синдром встречается у 20—25 % больных, что соответствует его частоте среди детей с выраженной умственной отсталостью [Пурас Д. К., 1988, и др.].

Иногда у больных наблюдаются склонность к агрессивным реакциям, аутоагрессивное поведение, частые аффективные вспышки.

Анатомически из пороков развития мозга наиболее часто встречается агенезия мозолистого тела. Обнаруживают также обеднение слоев коры пирамидальными клетками и задержку темпов миелинизации. У 25 % больных находят различные пороки внутренних органов.

Этиология синдрома остается неясной. Оба пола поражаются с одинаковой частотой. В последние годы появились работы, указывающие на роль микроделеции хромосомы 16, но не во всех случаях [Jones К., 1997].

Лечение. Специфического лечения не существует. Часто больные нуждаются в различных хирургических операциях. Проводят неспецифическую терапию, как и при других формах умственной отсталости.

Умственная отсталость с гипертрихозом. Данная форма интеллектуального недоразвития впервые была описана у 9 детей обоего пола Г. С. Марничевой и соавт. в 1976 г.

Среди контингента больных, наблюдавшихся медико-генетической консультацией, этот синдром встречается приблизительно с той же частотой, что и синдром Корнелии де Ланге. С равной частотой поражаются оба пола.

Клиническая картина. Одним из наиболее характерных соматических признаков является гипертрихоз, который отмечается уже при рождении ребенка.

Гипертрихоз выражен главным образом на спине, на разгибательной поверхности конечностей, имеются также значительное пушковое оволосение на лбу, щеках, длинные густые ресницы.

Лицо больного бледное, пастозное, с несколько отечными веками, широким носом, антимонголоидным разрезом глаз, толстой оттопыренной нижней губой. Верхняя губа особой формы, с опущенным в центре углом. Нижняя челюсть несколько недоразвита, подбородок уменьшен.

Почти у всех детей радужная оболочка имеет своеобразный густой синий цвет. Зубы мелкие и редкие. У больных широкие, крупные конечности, короткая шея, фигура массивная. Кисти рук большие, с широкими концевыми фалангами

Признаки нарушенного внутриутробного развития: крипторхизм, деформация ушных раковин, искривление костей предплечья, врожденная косолапость, наличие сосудистых, депигментированных и пигментных пятен и др.

Нередки аномалии глаз: частичная атрофия зрительных нервов, врожденный нистагм, глиоз дисков зрительных нервов, врожденные аномалии сосудов сетчатки (извитость), выраженная дальнозоркость или резкая миопия.

У больных повышена склонность к респираторным заболеваниям, хроническому риниту, гаймориту, аллергическому конъюнктивиту. Для них с рождения характерны общая вялость, мышечная слабость, плохой аппетит, бледность, анемичность и пастозность (на этом основании иногда больным ошибочно ставится диагноз гипотиреоза).

Неврологические симптомы проявляются понижением мышечного тонуса, у некоторых детей со снижением сухожильных рефлексов. Мышечная гипотония накладывает отпечаток на выражение лица: опущенные щеки, тяжелые веки, оттопыренная нижняя губа.

Наблюдается также моторная неловкость, медлительность. У некоторых детей были нерезкие явления атаксии, очень часто слюнотечение. Судорожный синдром наблюдается редко, как правило, лишь на высоте лихорадки.

Встречаются редкие приступообразные состояния без потери сознания с резкой бледностью, вялостью, обездвиженностью.

На рентгенограмме черепа у большинства больных выявляются усиление пальцевых вдавлений, растянутость швов и другие признаки повышения внутричерепного давления. На ЭЭГ отмечается недостаточная по возрасту сформированность -ритма, доминирование медленной активности (5—6 кол./с), особенно в затылочной и теменно-височных областях.

Различна глубина интеллектуального дефекта Встречаются случаи как очень тяжелой олигофрении, так и пограничной умственной отсталости.

Очень характерны для рассматриваемого синдрома расстройства речи. Поэтому он назван «умственная отсталость с гипертрихозом и речевым недоразвитием». Речевые нарушения выражены больше, чем обычно при олигофрении. Иногда речевой дефект является ведущим симптомом в психическом статусе (особенно при неглубокой интеллектуальной недостаточности).

В связи с этим таким больным нередко ставится диагноз моторной алалии (настолько четко выражено расхождение между речевым недоразвитием и общим интеллектуальным уровнем). Однако в большинстве случаев речевые нарушения имеют характер дизартрии.

Уже в раннем возрасте у некоторых детей отмечаются очень тихий крик, неумение зевать, смеяться, что свидетельствует о поражении периферического речевого аппарата. В других, более легких случаях на первый план выступают слабая речевая активность, недостаточная автоматизация речи при логопедических занятиях при отсутствии дизартрии, т. е. задержка речевого развития.

Всем детям свойственны вялость, аспонтанность, медлительность, а также выраженные колебания психического тонуса, что в более старшем возрасте резко сказывается на работоспособности.

Трудностей поведения при этом синдроме обычно не наблюдается. Такие дети бывают чаще всего беззащитны и не могут за себя постоять в детском коллективе.

Заслуживает внимания тот факт, что детей с синдромом гипертрихоза объединяет не степень интеллектуальной недостаточности, а ее структура и дополнительные психопатологические особенности.

Если по степени интеллектуального недоразвития больные распределялись от пограничной умственной отсталости до выраженной имбецильности, то речевые и личностные нарушения с неизменным постоянством были отмечены у всех больных.

Дифференциальная диагностика основана на отграничении поражений с наиболее типичными при данном синдроме соматическими изменениями.

Учитывая то, что постоянным и самым ярким признаком синдрома считается первичный, отмечавшийся с рождения, так называемый ланугинозный гипертрихоз, дифференциальная диагностика проводится прежде всего с теми заболеваниями, которые сопровождаются первичным гипертрихозом.

Все варианты гипертрихоза, сочетающегося с преждевременным появлением вторичных мужских половых признаков, исключаются, поскольку этих симптомов не отмечалось ни у одного из наблюдавшихся нами детей.

Гипертрихоз имеется также при некоторых известных формах олигофрении: синдромах Корнелии де Ланге, Рубинштейна — Тейби, при трисомии-18, мукополисахаридозах. Дифференциальная диагностика с этими заболеваниями не вызывает затруднений, так как все они сопровождаются специфическими для каждой формы соматическими признаками, иными, чем при данном синдроме.

Основными, опорными для диагноза симптомами этого заболевания являются первичный общий гипертрихоз и своеобразное лицо. Вспомогательную роль в диагностике играют другие соматические изменения, а также однотипная структура умственной отсталости с выраженным речевым недоразвитием.

Этиология и патогенез. Этиология заболевания остается неясной. Все наблюдавшиеся случаи (более 80) были спорадическими. Как правило, психически здоровыми были родители и сибсы, а больные были интеллектуально полноценными. Проведенные цитологические исследования пока не дают основание полагать, что данный синдром может быть хромосомным заболеванием.

Не выявлено также каких-либо однотипных биохимических изменений, которые позволили бы говорить о наследственном дефекте обмена. В анамнезе не было никакого экзогенного фактора, способного оказать тератогенное воздействие.

У матерей больных имелась повышенная частота мертворождений и выкидышей (21,6 %). По данным М. Г. Блюминой (1976), популяционная частота этих нарушений равна 16 %, а по данным Н. П. Кулешова (1979), она еще ниже —12 %.

Это может косвенно свидетельствовать в пользу рецессивного наследования с внутриутробной гибелью части пораженных плодов. Выявлено некоторое повышение среднего возраста отцов —31,3 года; возраст матерей — 26,7 года.

Хотя отличия от контрольной группы не достигли статистической достоверности, разница в возрасте матерей и отцов составила более 41/2 лет, тогда как в контрольной группе — только l1/2 года.

Не исключается более сложное наследование, в частности определенная роль может принадлежать специфическому наследственному предрасположению. Об этом свидетельствуют генеалогические данные. Анализ родословных показал некоторое накопление патологии, связанной с формированием речи.

Данное поражение, несомненно, развивается внутриутробно. Это подтверждается наличием таких признаков, как врожденный гипертрихоз и накопление у больных внутриутробно обусловленных аномалий развития.

Соматические изменения при данном синдроме могут свидетельствовать о нарушении регуляции многих функций гипоталамуса: водного обмена (отечность), устойчивости к инфекции, часто отмечаются аллергические состояния, постоянными симптомами являются вялость и аспонтанность. Наконец, гипертрихоз является следствием нарушения механизма эндокринной регуляции, хотя в данном случае все это остается неясным. Первичной дисфункции щитовидной железы не выявлено.

Лечение должно быть направлено на стимуляцию развития речи и моторики. Отмечен положительный эффект от применения препаратов стимулирующего действия (церебролизин, витамины группы В, аминалон, ноотропы, сиднокарб и др.).

Необходимы также массаж и лечебная физкультура. Больным с выраженной заторможенностью, вялостью могут быть рекомендованы небольшие дозы тиреоидина. Состояние детей с более легким нарушением существенно улучшалось при логопедических занятиях.

Родовая опухоль у новорожденных

Сразу поспешим обнадежить вас, родовая опухоль никакого отношения к онкологии не имеет. Так в медицинских кругах называется небольшой ограниченный отёк кожи новорожденного, образующийся в результате сильного давления во время родов.

Чаще всего родовая опухоль располагается на головке, но если роды шли в ягодичном предлежании, то отёк будет находиться на ягодицах. Наименее приятно выглядит родовая опухоль на лице ребенка, но к счастью это бывает редко и через 1-2 дня полностью проходит.

У первенцев вероятность появления родовой опухоли выше, чем у детишек от вторых и последующих родов. Тяжесть родовой опухоли зависит не только от силы давления на головку плода в родовых путях, но и от других сопутствующих факторов. В редких случаях родовая опухоль сопровождается кровоизлияниями, некрозом и даже гнойным воспалением, в этом случае она требует незамедлительного лечения.

Что синяки на теле взрослого человека, то кровоизлияния у младенцев. Возникают они нередко, прямой угрозы для здоровья не представляют, но иногда свидетельствуют о врожденном нарушении свертываемости крови.

Кровоизлияния на коже новорожденного могут возникать в области ручек, ножек, тела.

Они говорят о том, что эта часть подвергалась во время родов наиболее сильному механическому воздействию, как бы фиксируя место родовой травмы.

При повышенной ломкости сосудов у новорожденного могут появляться обширные кровоизлияния. При резкой смене давления в матке на атмосферное ломкие капилляры лопаются, оставляя на коже петехии и даже синяки.

Появление ссадин на коже младенца обычно является следствием сильных механических воздействий, например наложения щипцов.

Ссадины могут инфицироваться и нагнаиваться, но при тщательном уходе (смазывание зеленкой, йодом) быстро заживают.

Гематомы (кровоизлияния) в мышцу могут возникнуть при бурной родовой деятельности, стимуляции родов. Наиболее часто внутримышечная гематома возникает в грудино-ключично-сосцевидной мышце, которая отвечает за поворот головы.

Опасность внутримышечной гематомы в том, что после ее рассасывания мышечная ткань может заместиться соединительной, что приведет к кривошее у ребенка.

Вовремя проведенное остеопатическое лечение способно предотвратить появление кривошеи.

Кефалогематома – это родовая опухоль головы, при которой кровоизлияние происходит между костями черепа и их мягкой оболочкой – надкостницей.

Этот вид родовой опухоли самый стойкий – кефалогематома держится у ребенка несколько месяцев, постепенно уменьшаясь и проходит совсем. Вскрывать или прокалывать эту опухоль нельзя, внутрь может попасть инфекция и начаться нагноение.

По назначению врача на место опухоли накладывают мягкую повязку, чтобы избежать травмирования и ушибов.

Остеопатия помогает не только избежать родовых травм, но и эффективно бороться с их последствиями. Хотя родовая опухоль сама по себе не представляет опасности и со временем проходит, в некоторых случаях у детей могут оставаться последствия в виде различных скрытых дисфункций, которые проявятся в будущем.

Самый яркий пример – кривошея, когда из-за кровоизлияния грудино-ключично-сосцевидная мышца укорачивается и не может выполнять свою функцию поворота головы. Остеопатия на ранних стадиях вылечивает кривошею без следа.

Время обращения к врачу очень важно – чем раньше, тем лучше эффект.

При обращении сразу после родов бывает достаточно одного сеанса, но если ребенок постепил в стадии рубцевания мышцы, на лечение может уйти несколько месяцев.

Кефалогематомы могут оставлять после себя дисфукции костей черепа, которые в будущем проявляются различными нарушениями развития, головной болью, коликами и пр. Ребенка с кефалогематомой нужно показать остеопату как можно раньше, таким образом можно свести вероятность осложнений к нулю.

Кровоизлияния и синяки на конечностях и теле новорожденного могут оставлять под собой массу разнообразных дисфункций: еле заметное ограничение подвижности ручки или ножки, плохую подвижность ребер (в дальнейшем примедет к проблемам с легкими), дисфункции диафрагмы, печени и других органов. Избежать проблем в будущем поможет обращение к остеопату сразу после родов.

Виды анализов крови у детей, расшифровка и нормы, особенности проведения анализов крови грудничкам | Центр здоровья ребенка

Первый анализ крови у малыша берут еще в роддоме. В дальнейшем кровь то из пальца, то из вены ребенок сдает регулярно: во время и после болезни, при диспансеризации, перед плановыми операциями и даже в профилактических целях. О чем расскажут анализы крови у детей? Этому посвящена наша статья.

Какие бывают анализы крови и для чего они нужны?

Анализ крови у новорожденных

– назначается детям с 3 месяцев. Цель: исключить развитие железодефицитной анемии и проверить, готов ли малыш к плановым прививкам. При малейшем отклонении от нормы анализа крови у детей вакцинацию не проводят. При наследственной предрасположенности к определенным заболеваниям выполняют специальный генетический анализ крови.

Клинический (общий) анализ крови у детей

– наиболее распространенное исследование крови. Цель: выявить в организме воспалительные процессы, анемию, наличие глистов, эндокринных нарушений (СОЭ). Назначается для определения/подтверждения диагноза, корректировки лечения, профилактики заболеваний (в первую очередь, инфекционных).

Биохимический анализ крови

– более развернутое исследование, дающее представление о состоянии различных органов и систем организма. Берется только из вены.

При необходимости некоторые врачи-специалисты могут дать направление на анализ крови на аллергены или гормоны.

 

Что происходит с малышом в процедурном кабинете?

В процедурном кабинете нашего центра царит спокойная, позитивная атмосфера. Мамы и папы имеют возможности зайти вместе с малышом и во время забора крови держать его коленях, обнимать, целовать, дуть в ушко.

Внимание ребенка отвлекут веселые картинки на стенах, яркие игрушки. Мы делаем все, чтобы детям было приятно и не больно. Например, вместо обычных игл-скарификаторов для взятия крови из пальчика мы применяем дорогостоящую новинку – ланцеты.

Эти забавные устройства, похожие на авторучку, с кнопочкой и пружинкой, очень нравятся маленьким пациентам. У игл в ланцетах особая заточка: они прокалывают кожу почти безболезненно и так, чтобы кровь текла быстро и на пальчик не приходилось долго давить.

По окончании процедуры врач заклеивает ранку пластырем со смешными рожицами или зверюшками.

Многие мамы с опаской относятся к забору крови из вены. И напрасно! В нашем центре работает опытный процедурный врач, который выполнит все необходимые манипуляции быстро и комфортно для малыша. Зимой, например, такой способ предпочтительнее: из вены кровь потечет быстрее, чем из озябшего пальца, а значит, у крохи будет меньше поводов для недовольства.

 

Как правильно сдавать анализы крови у детей?

Почти всегда врачи просят сдавать анализ крови утром и натощак. Это не прихоть, а необходимость. Дело в том, что кровь, взятая у одного и того же ребенка в разное время суток, может отличаться по показателям.

После еды повышается уровень лейкоцитов, после сна – уровень эритроцитов.

Если за период лечения проводится несколько анализов крови, важно выполнять их при одинаковых условиях: брать кровь только из вены или только пальца и приблизительно в одно и то же время.

 

Нормы анализа крови у детей

Детские показатели анализа крови существенно отличаются от взрослых. Более этого, они меняются с каждым месяцем, даже неделей, особенно в первое время после рождения малыша. А многие лаборатории до сих печатают на бланках «взрослые» цифры.

И мамы хватаются за сердце, обнаружив, что гемоглобин повышен, а лейкоциты вообще зашкаливают. Не спешите бежать за валерьянкой, а просто позвоните своему педиатру или придите к нему на прием. Он знает точные нормы анализа крови у детей каждого возраста и сможет грамотно расшифровать полученные данные.

Например, расскажет вам о том, что малыш появляется на свет с огромным количеством гемоглобина и эритроцитов в крови. Часть эритроцитов вскоре распадается, вызывая физиологическую желтуху новорожденных. И это вполне естественный процесс, чаще всего не требующий врачебного вмешательства.

А вот если у ребенка во время болезни повысился гемоглобин, это повод не радоваться, а в срочном порядке выпаивать малыша большим количеством жидкости.

 

Расшифровка анализа крови у детей

В Интернете можно найти массу таблиц, в которых приводится норма показателей крови по возрастам, но это не тот случай, где уместна самостоятельность и гадание на кофейной гуще. В настоящее время существует несколько сотен (!) параметров, по которым можно исследовать кровь, и все они имеют значение не сами по себе, а в сопоставлении друг с другом.

Расшифровка анализа крови требует серьезной профессиональной подготовки. Педиатры нашего центра всегда на связи с пациентами в рабочее время, а если вы приобрели нашу комплексную программу медицинского обслуживания, то сможете звонить своему личному врачу круглосуточно. Вы получите исчерпывающие и квалифицированные ответы на все волнующие вас вопросы.

 

5 причин, чтобы доверить расшифровку анализа крови у детей специалисту:

  1. Врач смотрит не на отдельные показатели, а оценивает картину в целом. После травм, операций, приема антибиотиков и ряда других препаратов анализ крови у детей может быть неточным. Специалист учитывает все эти нюансы.
  2. Даже полностью нормальные анализы крови у детей не гарантируют отсутствия каких-либо заболеваний.

  3. Только врач сможет ответить на основной вопрос при ОРЗ: кто виноват – бактерия или вирус? И назначить адекватное лечение.

  4. Только врач сможет сказать: повышенный уровень лимфоцитов – это последствие старой вирусной инфекции или уже проявление новой?
  5. Только опытный педиатр определит, есть ли бактериальные осложнения и способен ли организм справиться с ситуацией самостоятельно, а в случае необходимости подберет максимально щадящую терапию.

Мы приводим таблицу «Нормы анализа крови у детей», которая поможет вам разобраться, чем опасно повышение или понижение тех или иных показателей крови у детей. Однако помните: само отклонение от нормы вам должен подтвердить врач.

  • Записаться на прием к врачу Центра можно через: 
  • форму он-лайн записи на прием 
  • либо по телефонам Центра В Москве:
  • +7 (495) 229-44-10, +7 (495) 954-00-46, +7 (962) 947-38-08

в рабочие часы Центра (ежедневно, без выходных и праздников, с 9.00 до 21.00)

 

Leave A Reply

Your email address will not be published.