Как правильно сообщить пациенту и его близким плохие новости?

Фото носит иллюстративный характер. Из открытых источников.
Каждый пациент по-разному воспринимает болезнь, с которой ему приходится столкнуться. При этом правильное отношение поможет обеспечить достойное качество жизни даже в самом тяжелом случае, убеждена заведующая кафедрой поликлинической терапии и общеврачебной практики с курсом ФПКиП ГомГМУ, кандидат мед. наук Наталья Бакалец.
Как сообщить неутешительный диагноз так, чтобы не лишить человека надежды и настроить на борьбу с болезнью? Алгоритмом беседы специалист поделилась в рамках республиканской научно-практической конференции с международным участием «Междисциплинарное взаимодействие и коммуникация», посвященной Всемирному дню семейного врача.
Тяжелое заболевание — не приговор
Наталья Бакалец— Любой тяжелый диагноз или внезапное ухудшение течения болезни является кризисным и экстремальным состоянием для человека. Плохие новости часто возникают как гром среди ясного неба. Жизнь под угрозой, рушится привычная картина мира. Плохие новости могут звучать как «Пришли ваши результаты обследования, и они неутешительные…», «У вас обнаружили опухоль», «Ваше состояние ухудшилось», «Лечение не помогает», — говорит Наталья Бакалец. — Что определяет отношение пациента к заболеванию? Выделяют четыре основных аспекта. Прежде всего это сама болезнь — она может быть агрессивной, быстротекущей, с тяжелыми симптомами и неблагоприятным прогнозом, малодоступным лечением. Отношение к болезни зависит от реакции и действий близких пациента. Их поведение определяется эмоциями, убеждениями, информированностью, мотивацией, уровнем образования, гуманностью. Конечно, это сам пациент: какие эмоции он испытывает, какой у него характер, уровень образования, опыт, социальный и жизненный контекст, насколько он информирован.
Важным аспектом отношения к болезни является врач, который ведет этого пациента, и здесь важны коммуникативная и эмоциональная компетентность, уровень профессиональных знаний, способность проявить эмпатию, умение транслировать свои убеждения в интересах пациента. Оказывая медицинскую помощь, в частности, паллиативную, следует соблюдать принцип уважения автономии пациента. Что это значит?
В первую очередь уважение личности, то есть видеть не клинический случай, а прежде всего человека. Предоставление необходимой информации, и нужно сказать, эта составляющая часто страдает, бывает, пациент до самой смерти не знает, что у него онкологическое или другое тяжелое заболевание. Нельзя идти на поводу у его родственников, которые просят ничего ему не говорить. Необходимо дать пациенту возможность выбора из альтернативных вариантов лечения, он должен быть вовлеченным в процесс оказания ему медицинской помощи.
Принципы автономии пациента:
— Важно понимать: у человека может быть тяжелое неизлечимое заболевание, но, если мы уберем у него боль, тошноту, рвоту, он будет такой же, как все, качество жизни у него будет гораздо лучше. Тяжелое заболевание — это не приговор, после которого нужно ждать смерти, — уверена Наталья Бакалец. — Недопустимо циничное, пренебрежительное отношение к пациенту, который, например, на фоне своей тяжелой болезни стал плохо выглядеть. Вспоминается пациентка с лимфомой: она была молодой цветущей женщиной, но сейчас у нее выпали волосы, развилась гнойничковая сыпь на теле, одышка… Очень важно видеть в человеке человека, без этого невозможно.
Ключевые принципы беседы
Правила общения с пациентом и его родственниками:
1. Взгляд, направленный на лицо собеседника. Когда мы смотрим в глаза, мы признаем личность человека.
2. Целостное видение сущности человека. Следует рассматривать личность как сочетание его идеального «я» и наличного «я», отягощенного физическими недугами, переживаниями, неадекватными реакциями.
3. Вненаходимость. Нельзя входить в состояние пациента и реагировать негативно на внешние отрицательные реакции, т. к. это быстро приведет к эмоциональному выгоранию и неадекватным действиям в ответ на агрессию и недоверие пациента.
4. Умение выслушивать пациента и его членов семьи, не выражать суждений, которые не относятся к ситуации, не отклоняться от темы разговора. Всегда спрашивать и уточнять, все ли понятно.
— Пациент, который получает информацию о наличии у него заболевания, представляющего реальную угрозу для жизни, переживает ряд последовательных психологических стадий. Эти стадии описала Элизабет Кюблер-Росс в книге «О смерти и умирании», — рассказывает Наталья Бакалец. — В зависимости от стадии врач должен корректировать свою психотерапевтическую тактику.
1-я стадия. Шок и отрицание
У пациента развиваются тревога, страх, часто даже состояние аффекта. В эту стадию он, как правило, недоступен рациональному психотерапевтическому воздействию. Информацию о заболевании необходимо сообщать косвенно и по частям. Слово «рак» следует избегать и пользоваться другими терминами (образование, неоплазма), но не делать радужных прогнозов и не скрывать серьезность заболевания. Следует дать пациенту возможность выплеснуть эмоции. В этой стадии важным является эмпатическое выражение сочувствия и понимания. Здесь необходимо вернуть пациента к себе, ведь он может вас выслушать, уйти и больше не появиться.
Отправьте на ЭКГ, анализы, чтобы он снова к вам пришел. Сообщив информацию о болезни, следует побыть с пациентом столько, сколько нужно, или вернуться через некоторое время и повторно поговорить. Необходимо указать на проведение дополнительных исследований, поддержать надежду на выздоровление. Часто в эту стадию срабатывают механизмы психологической защиты своего «я» для избавления сознания от необходимости принятия и оценки болезни. Пациент продолжает жить, как если бы ничего не случилось, уверяет себя и близких, что ничего серьезного не произошло, все пройдет. Не следует расценивать такое поведение как здоровый оптимизм, нужно аргументировать необходимость лечения. Нельзя запугивать пациента неблагоприятным прогнозом, так как это может привести к гневу и агрессии. Важно сотрудничать с родственниками, сохраняющими рациональное мышление и реагирование на сложившиеся обстоятельства.
2-я стадия. Агрессия
Развивается новая волна аффекта, злоба, реакция с обвинениями в адрес других людей, включая медперсонал. В этот период возможен категорический отказ от дальнейшего лечения и сотрудничества с врачом, что может болезненно восприниматься последним. Необходимо дать пациенту возможность выплеснуть эмоции, не разубеждать. Следует использовать выжидательную тактику, доброжелательно и постепенно добиваться сотрудничества.
3-я стадия. Переговоры
Человек хочет дожить до значительных для него событий, просит время для завершения важных дел.
4-я стадия. Депрессия
Развертывается классическая клиническая картина реактивной депрессии. Человек стремится к одиночеству, развивается апатия. В эту стадию следует переориентировать пациента на настоящее, его увлечения. Риск суицида в эту стадию тоже велик. Если депрессия связана с неразрешенными жизненными проблемами (например, остались без присмотра дети или родители, требующие ухода), то необходимы умение выслушать и практическая помощь в решении таких проблем. Другой вид депрессии называется «подготовительная скорбь». Это тоска по заканчивающейся жизни. И в таком случае противопоказано говорить человеку, чтобы он не печалился. Такая депрессия необходима и благотворна, она подготавливает человека к переживанию заключительного этапа земной жизни.
5-я стадия. Принятие
Человек примиряется с судьбой и ориентируется на сегодняшний день и сиюминутную жизнь. Течение времени оценивается как очень значимое. В эту стадию важно максимально обогатить окружающий мир пациента с целью поддержки у него положительных эмоций.
Основные принципы сообщения плохих новостей
1. Найдите спокойное уединенное место для беседы, постарайтесь сделать так, чтобы вас не прерывали.
2. Смягчите возможную шоковую реакцию, скажите предварительно «боюсь, у меня не очень хорошие новости».
3. Сообщайте о диагнозе лично, сядьте рядом с пациентом, можно слегка прикоснуться к кисти руки, предплечью, локтю, плечу, чтобы поддержать.
4. Если это возможно, при условии, что хочет пациент, пусть присутствует кто-то из членов его семьи или друзей.
5. Скорректируйте понимание пациентом ситуации — выслушайте его.
6. Говорите правду, но предоставьте пациенту возможность самому решать, что он хочет узнать. Не форсируйте подачу информации с тем, кто к ней не готов (соблюдайте принцип информированного согласия).
7. Делайте паузы, молчание тоже важно.
8. Уверьте пациента, что он не останется без внимания и заботы.
9. Пусть вместе с сообщением о диагнозе в ваших словах звучит надежда (если не на излечение, то на избавление от боли).
10. Не делайте точный прогноз, он неизвестен никому, многое зависит от вида и стадии заболевания.
11. Поясните, какие присутствуют риски внезапных осложнений с угрозой для жизни (дыхательная недостаточность, кровотечение, злокачественная непроходимость кишечника, ларингоспазм).
12. Не употребляйте выражения вроде «по статистике, при такой стадии рака…». Следует говорить о том, что индивидуально для данного пациента. Не нужно говорить «эти симптомы будут усиливаться», лучше построить фразу так: «эти симптомы могут усилиться» (это подразумевает, что могут и не усилиться).
13. Сообщайте информацию медленно, дозированно. Постоянно находитесь в контакте с пациентом, перепроверяя, понимает ли он то, что вы говорите. Будьте готовы повторить несколько раз.
— У пациента должно возникнуть представление, что врач хочет и может ему помочь. Первое основывается на эмпатических способностях врача, второе — на его уверенной манере поведения. Невербальное поведение на этапе установления контакта важнее, чем вербальное. В ходе общения с пациентами важно избегать позиции «лицом к лицу», которая содержит в себе элемент конфронтации, не общаться через стол. Подобные позиции исключают доверительность, затрудняют психологический контакт, — уточняет Наталья Бакалец. — При поддержке вербального контакта врач в процессе разговора должен слушать, чуть-чуть наклонившись в сторону пациента, склонив голову к правому плечу и изредка, в такт словам пациента кивать. Тогда пациент будет убежден в заинтересованности и соучастии врача в переживаниях. Врачу лучше использовать естественные открытые позы, располагающие к общению: корпус тела и голова повернуты в сторону собеседника, прямой взгляд в лицо. Закрытая поза — это скрещенные на груди руки («поза Наполеона»), скрещенные ноги, кисти рук в карманах, руки, спрятанные за спину, взгляд, направленный в пол, окно. Не следует резко перебивать пациента, вначале нужно послушать то, что он пытается донести.
В 2000 году в американском журнале The Oncologist исследователями из The University of Texas MD Anderson Cancer Center была опубликована статья под названием «SPIKES — A Six-Step Protocol for Delivering Bad News: Application to the Patient with Cancer». Walter F. Bailea, Robert Buckman, Renato Lenzi и соавторы предложили протокол SPIKES, который включает в себя последовательное выполнение шести шагов при сообщении пациенту плохих новостей в онкологической практике.
Цель SPIKES-протокола — выполнение при беседе четырех наиболее важных задач:
1. Получение информации: опрос пациента, чтобы определить исходный уровень его знаний, ожидания и готовность услышать негативную информацию о себе.
2. Передача медицинской информации: возможность предоставить пациенту информацию, в которой он нуждается и которая даст ему ответы на волнующие вопросы. Информировать медленно и доступно. В конце беседы спросить, насколько пациент понял то, о чем шла речь.
3. Оказание психологической помощи: эмоциональная поддержка в ответственный момент.
4. Просьба о дальнейшем сотрудничестве при обсуждении стратегии лечения: разработка плана терапии с участием пациента.
6 шагов протокола SPIKES
SETTING UP the Interview
Подготовка к беседе
Assessing the Patient’s PERCEPTION
Оценка восприятия пациента
Перед дальнейшим обсуждением медицинских данных, плана лечения через открытые вопросы необходимо уточнить, насколько пациент понимает и как воспринимает ситуацию. Например, можно поинтересоваться: «Что вы уже знаете о своей болезни?», «Как вы думаете, по какой причине мы сделали вам КТ?» Основываясь на такой информации, можно скорректировать дальнейшую беседу и уделить больше внимания тем моментам, в которых пациент не разобрался. Также следует определить, есть ли у пациента какая-либо форма отрицания болезни: выдача желаемого за действительное, пропуск существенных, но неприятных деталей болезни, нереальные ожидания от лечения.
Obtaining Patient’s INVITATION
Приглашение к разговору
Giving KNOWLEDGE and Information to the Patient
Информирование пациента
Addressing the Patient’s EMOTIONS with Empathic Responses
Проявление эмоций и эмпатии
STRATEGY and SUMMARY
Итоги и планирование
Пациенты, четко представляющие, что их ждет, ощущают себя более уверенно, у них снижается тревога перед неопределенностью. До того как обсуждать план терапии, следует уточнить у пациента, готов ли он перейти к этому этапу общения. Возможно, ему потребуется какое-то время. Изложение вариантов лечения необходимо не только, чтобы обозначить медицинские нюансы, но и показать, что мнение пациента важно и врач принимает во внимание его пожелания.
Стоит учитывать факт разделения ответственности за принятие решения вместе с пациентом: это способствует снижению профессионального выгорания, помогает справиться с разочарованием, если лечение оказывается не таким эффективным, как ожидалось.
— Когда врач понимает цели пациента, контролирует симптомы, выражает уверенность в лучшем возможном лечении и проявляет заботу, это дает пациенту то, чего нельзя его лишать ни при каких обстоятельствах, — надежду на то, что он сможет прожить отведенное ему время достойно, увидеть, что жизнь не свернулась в тесное пространство болезни, а в ней все так же остаются ее радости и возможности, — говорит Наталья Бакалец.
Особенности переживания родственников
Не менее важна и работа с родственниками пациента, потому что они также по-разному воспринимают плохие новости.
— Они могут испытывать страх смерти и болезни, считая, что рак передается, и перестают контактировать. Это может быть страх потерять значимого для семьи человека, страх финансовых потерь и крушения собственных планов в связи с лечением родственника, — говорит Наталья Бакалец. — В то же время при неопределенности в отношении будущего может присутствовать надежда «еще чуть-чуть — и все изменится». Близкие пациента чувствуют постоянное психологическое напряжение из-за отсутствия уверенности, из-за зависимого положения. Это может быть страх из-за восприятия ситуации как непохожей на ситуации с другими («Такое произошло только со мной. Почему?»). При этом в создании оптимальной психогигиенической обстановки большая роль принадлежит не только врачу, но и родственникам пациента. Врачу необходимо установить контакт с близкими пациента на основе тактичности, откровенности и взаимного доверия. Следует учитывать взаимоотношения пациента с родственниками и степень их влияния, способность помочь врачу в психотерапевтическом воздействии на пациента. Сообщать сведения о диагнозе, прогнозе заболевания следует только с согласия пациента. При наличии такого согласия предоставляйте точную информацию, избегайте предположений, не разглашайте данные, составляющие врачебную тайну. В случаях общения с агрессивно настроенными родственниками стоит сдерживать свои эмоции, оставаться внешне спокойным, проявлять твердую сдержанность.
Основные типы реагирования родственников:
В заключение специалист приводит действия, допускать которые в процессе беседы с пациентом нельзя:
Источник: medvestnik.by